Le diable probablement (1977)

2 difficult for watching
5 min readMar 9, 2019

--

Вероятно, дьявол

Быстрый способ избавления себя от непонимания происходящего.

Робер Брессон, французский кино-новатор. Любитель актера-модели, готов переснимать один и тот же кадр столько раз, сколько понадобится чтобы актер совсем перестал что-либо играть.

Его фильмы это почти всегда отражение личного отношения к родной стране, городу и событиям происходящим внутри. Сложно ли смотреть фильмы, где актеры лишены почти всех эмоций? Думаю, да.

Но Брессона это никогда не волновало и совершенно ему не мешало. За фильм, о котором я хочу поведать сегодня, он получил специальный приз жюри «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля.

Робер уже снял такие картины, как «Наудачу, Бальтазар» и «Карманник», упомянутые мной по причине присутствия на канале. «Вероятно, дьявол» — предпоследняя картина в фильмографии режиссера.

Молодой и красивый француз совершил самоубийство. С этой громкой новости начинается сюжетная канва. Далее автор отбрасывает нас немного назад, чтобы рассказать откуда берет начало эта история.

Главный герой по имени Шарль, скитается от пристанища к пристанищу в поисках истины. Он посещает церковь, где спорит со священнослужителями, ходит на сборы революционеров, по возможности общается с самыми прогрессивными людьми франции, но нигде и ни с кем не находит покоя.

Все эти места вместо конкретных ответов, дают лишь повод задать еще десяток новых вопросов, либо попросту наводят скуку.

Шарль часто бывает с девушкой. С девушками. И даже с чужими девушками. Все его любят и всячески потакают его желаниям, чтобы взбодрить приунывшего француза, да все тщетно. Он остается замкнутым, одиноким и потерянным для мира.

Кратко пересказал фильм, финал раскрыл, думаю достаточно.
Вообще, я сторонюсь спойлеров и стараюсь скрывать основные события фильма при разъяснении сюжета, но тут с главного спойлера начал сам Брессон, поэтому я не виновен.

Шарль

Мне кажется, есть нечто, делающее возможным самоубийство — даже не то чтобы возможным, а абсолютно необходимым: это осознание пустоты, чувство пустоты, которое невозможно вынести. И ты готов любой ценой прекратить свою жизнь. Я не большой знаток в этой области, но я думаю, не меньше двух третей самоубийств происходят в связи с невозможностью продолжать жить в такой ситуации. Это мне очень понятно. Есть и другие причины. Потому что, например, делаешься больным от безнадежности. Это бывает довольно часто. Кое-кто не может жить с мыслью о том, что должен умереть в такой-то срок. Как Монтлан, который был слеп, одинок и не мог с этим смириться; он провел очень одинокую жизнь. Не знаю, совершил ли бы я самоубийство, если бы мне грозила слепота, но уверен, что решимость убить себя приходит тогда, когда ничего другого не остается. Я никогда не задумывался об убийстве достаточно глубоко, но одно могу сказать твердо: существуют случаи, в которых я не могу оправдать убийства.

Robert Bresson

Неизвестно как долго душа главного героя пребывает в аморфном состоянии, начинается лента уже с процесса его поисков себя. В картине, режиссер много времени уделяет жизни других персонажей, тем что тесно связаны с Шарлем. Они заморочены своими проблемами, одни природу спасают, другие людей от церкви оберегают и все они приверженцы какой-то своей теории всемирного положения. Это резко отличает их от самоубийцы, поскольку у него своей версии того, как нужно жить — нет, возможно в этом и есть главная проблема, в отсутствии элементарного смысла существования.

Как и положено Роберу Брессону и его уже не очень то новой волне, сюжет в киноленте практически не двигается. Спойлер в самом начале задуман автором не просто так, сделано это чтобы мы, как психологи в своих креслах наблюдали за пациентом и его поведением. Брессон позволил нам анализировать его поступки, не отвлекаясь на что-либо еще в фильме. Кино может показаться нудным и затянутым, то каким вы его увидите, зависит от вашего восприятия картины.

Мой герой не сам убивает себя, он делает так, что его убивают.
Robert Bresson

Громкое заявление. Я же больше склоняюсь к тому, что герой сам принимает решение о своей смерти и винить можно только его. Проблемы у нашего мира были всегда и скорее всего будут. Самоубийство лишь один из возможных выходов из сложившихся проблем, но отнюдь не единственный выход, да и выход ли вообще ?

По замыслу автора, именно над этим вопросом и должен задуматься каждый из нас после просмотра киноленты.

Ночью он идет к Собору Парижской Богоматери в одиночестве искать Бога. Он произносит примерно такие слова: «Когда входишь в церковь, в храм, Господь там, но если там случится священник — его уже нет». Вот почему, хотя сам я очень религиозен — был религиозен во всяком случае, — последние 4–5 лет я не вхожу в церковь, когда они отправляют там свои новые мессы. Это невозможно. Я вхожу в собор и сажусь на скамью. Так я чувствую присутствие Бога, которого нет в мессах. Молодой человек не может почувствовать божественного в присутствии множества снующих туда-сюда людей и священников. И он отправляется искать нечто такое, на что он мог бы опереться, но тут происходит кое-что. Является полиция. Я уверен, что некоторые молодые люди кончают самоубийством, потому что не способны найти это «нечто».

Robert Bresson

В общем, сплошные поиски истины, как в фильме так и после фильма.

Лучше посмотрите сами. Эффект этого кино заключается в самостоятельном принятии решения, зачем и почему. Режиссер ответов не дает.

В целом все тот же любитель психологической драмы Р.Брессон, смотреть стоит, но не обязательно в первую очередь.

Я не понимаю, как мог до сих пор атеист знать, что нет бога, и не убить себя тотчас же?

Ф.М.Достоевский.

--

--

2 difficult for watching
0 Followers

Слишком сложно чтобы смотреть. https://t-do.ru/todfw