Свадебное путешествие. Часть II, Сицилия

Yura Poletaev
21 min readOct 12, 2016

Часть I, Венеция

Мы продолжаем наше знакомство с итальянскими пейзажами и натюрмортами в рамках отчёта о большом свадебном путешествии. Вас ждут увлекательные рассказы о Палермо, Агридженто, вулкане Этна и даже немного о Катании. Сицилия удивительный край и 5 дней для него — ничтожно мало. Но — чем богаты, тем и рады.

День I, Палермо

Сперва пару слов о перелёте. Летели испанским лоукостом Volotea, специализирующемся на курортных направлениях. Самый обычный европейский лоукост — за багаж деньги берут, за ручную кладь нет, вылетает вовремя, не кормит, но на борту удивительно дешевое меню снэков и напитков — выгоднее, чем в аэропорту. Образцовый такой перевозчик. Выбор авиакомпании был прост — они единственные, кто летел без пересадки до Палермо, столицы Сицилии.

По дороге из аэропорта на комфортабельном автобусе нас встречают вот такие пейзажи. Был наслышан, что Сицилия холмистая местность, но никогда ж не угадаешь — насколько. Я в горах бывал не часто, так что могу сравнивать лишь с предгорьем Кавказа — местами вполне напоминает наш Ставропольский край. Флора сильно отличается — здесь повсюду леса и оливковые поля, совсем не степь.

Заселяемся, идём обедать!

Местечко FUD радует вот таким набором сицилийских закусок, а также разнообразием сэндвичей. Порции вновь столь солидные, что доесть всё невозможно. И цены не в пример венецианским— в заведениях всё дешевле процентов на 30–50 в среднем. Вино в магазинах — от 1 евро. Обед/ужин на двоих в хорошем месте — 30 евро, тогда как в Венеции было от 50.

Отправляемся на приветственную прогулку по городу. Воскресный день — центральные улицы Палермо перекрыты для автомобилей, город отдан под власть пешеходов и туристов.

Как и в Венеции знакомство с местностью надо начинать с мороженого. Отправляемся в Brioscia — крайне популярное среди местных жителей кафе-мороженое. Маленькое, но с электронной очередью. В суматохе не можем определиться — какие же из 40 видов gelato нам попробовать. А в качестве упаковки здесь кроме традиционных стаканчиков и рожков (внутри их поливают жидким темным или белым шоколадом, он течёт из кранов прямо как вода), предлагают еще толстые сдобные булки-бриошь — отсюда и название заведения. То есть прикиньте - они кладут три здоровенных шарика мороженого в булку и так и едят. Фантастика! Мы ограничились рожками (2 евро, порция — 3 шарика и печенюха сверху), и это было лучшее мороженое в моей жизни. А поверьте, я много разного пробовал.

Продолжаем свою прогулку и натыкаемся на фирменный магазин ФК Палермо. Увы, ни на какие футбольные матчи мне попасть не удалось — по датам не попадали. Ну хоть сувенир купил для друга — шарф девчачье-розового цвета — что ж поделать, таковы фирменные цвета клуба. Дальше прогулка по центру и площадь Quattro Canti — четыре угла. Шедевр барокко, ага.

Исторический центр города очень разнообразный — Сицилия впитала множество культур, в архитектурном смысле это очень чувствуется. Краткий исторический экскурс — сначала тут были древние греки, потом такие же древние римляне, потом вандалы, остготы, византийцы, арабы, нормандцы, испанцы, австрийцы и немножко французы. Ну и только в 1861 Италия объединилась и Сицилия стала частью Королевства. Спасибо за это надо сказать Джузеппе Гарибальди. Забегая вперёд — сицилийцы остро ощущают нехватку автономии. Многие местные жители сейчас мечтают отделиться от Италии, рассуждая о том, что спокойно проживут на своих оливковых полях. Но — правительство дураки, говорят. Поверим им на слово.

Продолжаем любоваться вечерним архитектурным великолепием. По пути забредаем и в центр неформальной тусовки Палермо — большая площадь Piazza Magione с развалинами и бесконечными граффити. По ночам она превращается в тусовочное место, но пока солнце не село — выглядит всё угрожающе, но любопытно.

Дальше наш маршрут лежит через сады Гарибальди. Там много кактусов и здоровенные фикусы. Включая старейший в городе, которому по оценкам ученых ни много-ни мало, а 153 года!

В рассказе о Палермо невозможно не упомянуть о двух фактах — 1) очень грязно; 2) очень много граффити. Даже на русском вот есть. Это не я писал, честно.

В Палермо не так много классных заведений, но без вечернего коктейля нам не обойтись. Отправляемся в Drinkeria Cavour, но там как-то пресно, коктейли — это не очень сицилийская тема. Поэтому вечер мы уже продолжим с лимончелло в гостиничном номере. Это был длинный день!

День II, пляж!

Не знаю как жена, а я с самого утра думал о пляже. Но мы знали, что есть ещё пара достопримечательностей Палермо, не посетив которые будет потом стыдно. Поэтому день наш начинался с Кафедрального собора и Палатинской Капеллы. Дорога от отеля до них лежала через стихийный рынок, многочисленные граффити-кварталы и сицилийские тележки — это богато украшенные христианскими мотивами телеги. Буйство красок и стиля

Кафедральный собор уникален своими разными фасадами — на каждом нашел отражение какой-то свой архитектурный стиль. Постарались и арабы, и нормандцы, и испанцы, в общем — Палермо — город контрастов.

Ну и интерьеры конечно

Не покидает ощущение, что ты где-то в Марокко

Или еще где-то в Африке

Собор посмотрели — теперь дело за Капеллой. Находится она в Норманнском дворце, многократно перестраиваемом с XII века. Но саму капеллу особо не трогали. Ну как не трогали. Арабы с нормандцами тоже не могли здесь поделить кто главнее. Получилось как-то так.

Еще и выставка упоротого художника на одном из этажей проходит.

Всё в общем, хватит культур-мультур. На пляж. Добираться туда архинеудобно — такси на Сицилии не развито и стоит дорого, поэтому остаётся общественный транспорт, который тоже оставляет желать лучшего — билеты в автобус продаются только в табачных лавках, остановки почти никак не обозначены, билеты в автобусе компостируются, а компостеры сломаны. Но возможно это я просто голодный был — после обеда как-то всё наладилось. И можно было просто полежать.

Пляж Mondello, к слову, очень классный и оборудованный, но платный — после 14:00 зато серьезные скидки, 10 евро за двоих. А если до — 18 евро, не вполне бюджетно. Невероятно чисто (особенно по сравнению с городскими улицами Палермо), потрясающее море без водорослей и единой соринки на песчаном дне и шикарные виды на горные утесы. Почти Фиолент, только море в разы чище, а места в разы больше. Есть и бесплатная часть пляжа— без лежаков и туалетов, на которой и остаётся большинство отдыхающих.

Позагорали, вернулись в центр города и пошли ужинать. Крафтовый бар Luppolo — L’ottavo Nano хорош, но лишь для любителей крафта. Впрочем в московском Craft Republic иногда выбор итальянского крафта и получше будет, к примеру. А вот хипстерское заведение Unto с хот-догами и бургерами отлично смотрелось бы и в Москве, советую.

День III. Пляж и переезд в Агридженто

Первоначально я думал было, что стоит ещё погулять по центру города, но желание поваляться на пляже перевесило. Мы вновь отправились на Mondello, чтобы подставить свои бренные тела на растерзание жаркому сицилийскому солнцу. Фотографий уже не будет, пляж с утра такой же как и во второй половине дня.

И днем нам предстояло увлекательное 3-часовое путешествие на электричке до города Агридженто на юге Сицилии. Электрички, как оказалось, в Италии никуда не торопятся, поэтому ехали мы без всяких видимых причин даже 3 с половиной часа. Ну что ж, оно стоило того.

Агридженто известно благодаря Долине Храмов (на фото)— останкам древнегреческих архитектурных памятников. Сам город находится на холме, чуть ниже под ним — та самая Долина, а ещё ниже — непосредственно море и курортные посёлочки. Выбор отеля был непрост — в самом городе жить не очень хотелось, поэтому мы выбрали Villa San Marco — семейный отель из одноэтажных зданий, расположенный в 3 км от города. То есть 3 км — это вроде бы полчаса пешком, но как выяснилось потом — эти полчаса ты добираешься сначала по крутой лестнице с 300 ступеньками, потом по трассе без тротуаров, а потом по проселочной дороге. Судьба была благосклонна к нам и у вокзала мы догадались взять такси. Так что добрались мы относительно легко и зайдя на территорию отеля поняли к чему весь этот путь.

Отель просто потрясающий! Очень маленький, с радушными хозяевами, которые одарили нас бутылкой игристого, как только узнали про наш медовый месяц. Познакомили со всеми животными, обитающими во дворе отеля — там и попугаи, и павлины, и две собаки — такса и огромный мастиф. Оливковые поля, повсюду природа. И шикарный вид на Долину Храмов — фото были выше.

Максимально уютный номер, тишина и покой, нарушаемый лишь сверчками и певчими птицами. Благодать. Наверное это действительно лучший отель в моей жизни — никакие сауны и спа не заменят тебе природы и умиротворенности и этого чувства, будто приехал на дачу к старым друзьям, которое родилось с первой минуты пребывания там. Извините, но я еще поспамлю фотографиями.

Природа в Агридженто, конечно, очень классная! Отправились в центр на знакомство с этим маленьким (50 тыс. населения) городком.

Ну а архитектура в целом схожа с Палермо. Хотя здесь эклектики всё же меньше. Ну и опять же — вечерняя прогулка по центральной улице вряд ли может считаться полноценным знакомством с городом, даже таким маленьким. Но красиво! И ужин в ресторане Osteria Expanificio с видом на Долину Храмов, которую видно из совершенно непредсказуемых мест города, весьма удался!

А на вилле нас ещё ждала та самая бутылка игристого. О, Агридженто, кажется я влюбился!

День IV. Долина храмов и Scala dei Turchi

Побывать в Агридженто и не съездить в Долину Храмов — непростительно глупо. После сытного завтрака на вилле, приготовленного полностью из homemade ингридиентов (к каждому столику лично подходит хозяин отеля и рассказывает, что именно у вас на столе), дочка хозяина на своей машине подкидывает нас до Долины. Радушие хозяев не знает границ.

Небольшой досмотр, касса и вы попадаете в Долину — огромную охраняемую законом территорию, где представлено архитектурное наследие древнегреческой эпохи.

Повсюду какие-то развалины, скульптуры, каменные глыбы. Я далёк от археологии, но смотрится монументально. Основных точек экспозиции, которая раскинулась в длину на 3 километра, три штуки — Храм Юноны, Храм Согласия и Храм Геркулеса. Все они — V-VI вв. до нашей эры. Отлично сохранился Храм Согласия — тому есть причина, в 6-м веке уже нашей эры его перестроили из античного в католический храм. И только в 1785 г. ему вернули первоначальный вид. Говорят, что после Парфенона это самый хорошо сохранившийся храм античности.

Повсюду крутые виды на центр города открываются, да и вообще — туристов не так много, благодать. Кактусы, растительность, в одном месте даже козочки живут!

На этом месте нас наконец начал настигать солнечный ожог. При перелете из Палермо мы забыли сдать в багаж солнцезащитные средства и лишились их при досмотре. А облаков, как видно на фотографиях, было немного. В общем мы поспешили продолжить путь в теньке и отведать granito — это местный десерт, разновидность щербета. Фруктовый лёд с сахаром. Как правило лимонный, но бывает абсолютно разных вкусов. В жару, как вы понимаете, самое то. И на комфортабельном туристическом автобусе Hop On-Hop Off (потому что другого транспорта там особо нет) мы взяли курс на пляж Scala dei Turchi.

Длинный спуск и вот мы на берегу. Сам пляж мало чем примечателен — здесь чуть погрязнее море, чем в Палермо (хотя всё равно для купания очень комфортно), почти не оборудован для отдыха. Всё потому что всех притягивает его скалистая часть. Белоснежные природные ступени, образованные известково-глинистым камнем “мергель”, отражают солнечный свет, приятны на ощупь для пяток и притягивают к себе туристов со всего мира. Фантастически красиво! И жарко ;)

Увы, не так много времени у нас на эту красоту — вечером отправляемся в Катанию. Так что обедаем с видом на этот прекрасный залив и на обратном автобусе едем в центр города, где ещё остается время на десерт в милом кафе Le Cuspidi. Потом в отель, откуда на такси до вокзала. Нас ждёт электричка до второго по значимости города Сицилии! Правда с пересадкой. И, как обычно, с опозданием — в городок Кальтаниссетта, где проходит пересадка, вторая электричка прибывает позже, и, как следствие, в Катании мы оказываемся поздно-поздно вечером. Хорошо, что выбрали отель у вокзала — не надо далеко идти. Успеваем лишь добежать до ближайшего фастфуда 7even, где я тестирую бургер по-сицилийски — они добавляют туда баклажаны и еще кучу овощей. Нууу… На вкус и цвет. Отель, к слову, удивляет своими королевскими интерьерами. Вроде отпуск уже близится к концу, а удивляться мы не устаём.

День V. Вулкан Этна и Эрос Рамазотти в Таормине

В самой Катании тоже есть что посмотреть, но главная достопримечательность города — вулкан Этна, располагающийся всего в нескольких километрах от города. От идеи самостоятельной поездки туда я заблаговременно отказался, выбрал самую дешевую из самых крутых экскурсий (а это целых 100 евро с человека), которая забирает тебя утром из отеля и привозит обратно. На всё про всё — часов 8, из которых 4 занимает дорога туда-обратно. На небольшом микроавтобусе женщина-гид, она же водитель, на смешном английском с сицилийском акцентом рассказывает историю города, вулкана и всего на свете, отвлекаясь на дорожный трафик, громко ругая водителей, не соблюдающих правила, и активно жестикулируя на тех, кто правила соблюдает, но ей всё равно мешает. Незабываемые впечатления от общения с ней получаешь ;) Компанию нам по экскурсии составляли лишь 6 бельгийцев — семья фармацевтов. Мой английский был чуть ли не лучшим в этой компании, что уж говорить про уровень английского моей жены. Но тем интереснее было общаться. Про сам вулкан подробности рассказывать не буду — всё можно найти в интернете.

Первая остановка — на высоте около 1500 м над уровнем моря. Сувенирная лавка — можно купить кусок лавы на память, а можно просто подобрать её с земли — и маленький домик, засыпанный лавой при предыдущем извержении в 2004-м. То есть все эти годы люди живут в предгорье вулкана и каждый раз заново надеются, что уж в этот раз он серьёзно не проснётся. Смелые итальянские парни.

Следующая остановка — уже на высоте 1910 м. Здесь парковка и отправная точка канатной дороги, которая повезет нас на вершину. С бельгийцами и гидом на некоторое время прощаемся (правда благодаря гиду минуем очередь на канатку) и вдвоем с женой отправляемся покорять горные вершины. Для неё это первые горы вообще, если не считать Розу Хутор (940 м).

6-местная кабинка поднимает до высоты 2500 м, оттуда — на вездеходных грузовиках. Очень круто и начинаешь понимать, почему это не самое бюджетное приключение. На вершине холодно (градусов 10, когда в Катании +30), дует сильнейший ветер, но очень ясно, лишь под самими кратерами иногда мелкие облака. И порой сложно понять — это газы вулкана или просто облачность.

И вот высота 2900 м. Пешком гиды-альпинисты ведут большую группу на высоту 3000 м и рассказывают на 4 языках о структуре кратеров и их активности. Мы чуть отбиваемся от группы — немного страшно и очень дует — никакие капюшоны не помогают. Отчаянным людям в шортах я вовсе не завидовал. Впечатления потрясающие — ты наедине с непонятным природным явлением, про которое слышал ещё в школе. Никаких громких звуков вулкан не издает, но видно, что газы выходят из нескольких кратеров на его вершинах — 3400 м. На эту высоту гиды, конечно, уже не водят. Можно отправиться туда самим на свой страх и риск, но без альпинистской подготовки делать это не рекомендуется. В общем забираться на действующий вулкан мне пока не приходилось и вряд ли уже придётся. Хотя, кто знает…

Спускаемся — вновь сначала грузовик, потом канатка — и полчаса ждём тупых бельгийцев, которые поднимались лишь на высоту 2100 м и всё равно умудрились опоздать. В оплаченную стоимость экскурсии у нас входило всё — основная часть стоимости как раз билет на канатную дорогу и грузовики — это 60 евро. Но экономить на этом, как сделали бельгийцы, поверьте, не стоит. В оставшуюся сумму входит еще два приключения — спуск в вулканическую пещеру и дегустация местных продуктов.

В пещере тоже много удивительного — во-первых в кроссовках там немного больно ступням, во-вторых там совсем нет туристов, кроме нас, и в-третьих — она вся состоит из черного вулканического камня. Тоже впечатляет. Выходим — а на Этну уже спустились облака. Говорят, что это происходит здесь моментально.

Дальше нас ждала дегустация — совсем не навязчивая, как это бывает в арабских курортах, выставка-продажа местных гастрономических изысков. Медовые продукты с местной пасеки, песто, оливковые масла, вина и наконец настойки. Изюминка программы — ликер Etna Fire, крепость которого достигает 70 градусов. По ошибке приняв seventy за seventeen я выпил и не поморщился, а вот потом оно всё-таки догоняет. В состав добавляют лепестки роз и в сочетании с местными травами и спиртом напиток даёт действительно согревающий эффект. Купили его потом в местном супермаркете (в два раза дешевле, понятное дело, правда с заявленной крепостью в 50 градусов) и выпили в Москве — действительно классная штука.

Возвращаемся в Катанию и наконец полноценно обедаем. И даже успеваем немного пройтись по центру города. Место для ланча отличное — ресторан Panecaldo — гигантская стена из вин, цены на которые за бокал начинаются от 1 евро, и отличная и дешевая еда. И всё это рядом с центральной площадью города у театра Massimo.

Еще небольшая прогулка по центру города до кондитерской.

Фотографий не так много, потому что собирался дождь и мы еле успели добежать до Pasticceria Savia — одной из лучших булочных Катании. Выбор пирожных поражает, сладкоежкам советую. Переждав там ливень мы вернулись к вокзалу, чтобы отправиться вновь на электричке (всего 30 минут) до соседнего курортного городка Таормина — в планах у нас был вечерний концерт Эроса Рамазотти в античном театре. Не то, чтобы мы фанаты его творчества, но раз всё так совпало — надо пользоваться шансом.

Билеты были распроданы за месяц, но я как-то удивительно вовремя подсуетился, в последний день продаж успел выкупить нужные квитки, в общую зону без указания мест, но нам больше и не надо.

Таормина — город вроде бы у моря, но по факту нет — от берега его отделяет высота в 206 м. Город на холме, откуда открывается прекрасный вид на бухту. Пешком мы это расстояние в темноте решили не преодолевать и с таксистом у железнодорожной станции вышел примерно следующий диалог:

Taormina, Antico Teatre! 10 euro! — No, no 10, fifteen!

Тут я был немного удивлен, т.к. гугл говорил, что ехать там 2 минуты и таксисты всегда берут 10. Мы уже собирались идти пешком, как откуда не возьмись появились две итальянские дамы 50+, которые тоже вступили в диалог с таксистом и на итальянском нашли с нами общий язык — поедем вчетвером, за 15 и все сэкономим!

Английский дамы не понимали совсем — да, такое бывает — тем сильнее была их радость по поводу того, что у нас медовый месяц — Ксюша вспомнила, как это будет по-итальянски. Ну а когда мы промолвились о том, что едем на концерт Рамазотти — счастье и крики вообще стали безграничными! Итальянские эмоции — очень искренние и честные. Это присуще многим южным национальностям, но по искренности, мне кажется, итальянцы уделают любых кавказцев или арабов.

В общем в нужное время мы были в Таормине, забрали билеты, даже успели чуть пройтись по центральной улице (а она в городе почти одна, городок очень маленький и туристический) и выпить бокал просекко и попробовать аранчини — национальное сицилийское блюдо из шариков теста, внутри которых рис и разная другая дребедень. Внешне напоминает апельсинчик — отсюда и их название.

Ну и наконец концерт. Во-первых — это очень красивый театр. Это просто ПОТРЯСАЮЩЕ красивый театр. Во-вторых — Эрос конечно профессионал экстра-класса. Вы можете не любить и не знать его песни (как собственно было у нас), но вы не останетесь без эмоций. Рыдал и аплодировал весь зал, первые ряды — судя по ценам на билеты в несколько сот евро настоящая местная богема — то и дело взвизгивая подбегали к сцене с попытками сделать селфи с кумиром или хотя бы пожать ему руку. Он старался не отказывать никому, но охрана вежливо и профессионально решала все вопросы. Звук, свет, все музыканты — всё было на потрясающем уровне профессионализма.

В общем мы тоже уехали оттуда немножко итальянцами — язык понимать не начали, но эмоции от концерта впитали в полной мере. Почти финальный аккорд отпуска прошел отлично! Следующий день — последний, увы и ах.

День VI, Катания и долгая дорога домой

Первую часть дня после сытного завтрака в отеле мы посвятили прогулке по Катании — всё же там правда есть что посмотреть. Кафедральный собор святой Агаты — в череде соборов, посещенных за 10 дней, он не самый впечатляющий, но, поверьте, тоже стоит вашего времени.

Повсюду фонтанчики, рыночки, торговые лавки, какие-то интересные ресторанчики. Натыкаемся даже на венчание в церкви, символично, что в последний день.

На обед отправляемся в модный FUD — шли в другое место, а оно оказалось закрыто — поэтому как и в наш первый день в Сицилии посещаем этот сетевой (ну как сетевой, оба их заведения мы и посетили) ресторан. Отличий от Палермо немного — зато в этом есть коктейль Etna Spritz, куда вместо апероля добавляют этот самый ликер The Fire of Etna. Срубает на раз ;)

На площади у театро Massimo выставка исторических автомобилей — фиаты, дукатти, бугатти и многое другое.

Ксюша пробует наконец это самое мороженое в булке — ну да, выглядит чересчур, но ИНТЕРЕСНО же!

И отправляемся за сувенирами. Ксюше достается сумочка O Bag — ультра-модная в Италии тема, где ты собираешь сам эксклюзивную сумку из разных компонентов — отдельно наружная часть, отдельно внутренности, отдельно ремешок и т.д. Если этот текст дочитал кто-то из девочек — знайте, их магазины есть и в Москве, и в Питере ;) В Италии, правда, немного дешевле.

Традиционную санкционку — сыры, оливковое масло, лимончелло, вино и прочие магнитики — мы фотографировать не стали, извините. Отправились с множеством пересадок в Москву — прямым рейсом из Палермо, но до Палермо надо было ещё доехать на электричке, а оттуда автобус. Рейс Alitalia задержали на 2 часа, и тут мы оказались наедине с соотечественниками в зале ожидания. По мере пребывания в маленьком аэропорту Палермо мы быстро адаптировались к агрессии, тупизне и ворчанию — “мальчик, мы домой летим”. В общем обратная дорога всегда не такая классная, как туда ;)

Вместо итогов

Сицилия очень большая и разная. Она предназначена как для туристов-тюленей — здесь много городских пляжей и курортных городов. Так и для исследователей вроде нас — помимо лежания на пляже всегда интересно открывать для себя новые города и высоты. Мы очень много чего не посмотрели (Сиракузы, к примеру), но точно могу сказать:

• и Палермо, и Катания обязательны к посещению если вы хотите понять чем живут простые сицилийцы. Везде неплохой выбор ресторанов (лучшие — FUD, Unto (Палермо), Panecaldo (Катания)), везде много достопримечательностей, пляжи тоже есть везде;
  • если вы предпочитаете пляжный отдых — вполне можно выбрать тур на один из курортов под Таорминой — в основном туда возят российских и не только туристов — и съездить на полдня в саму Таормину. Безусловно это не самый бюджетный пляжный отдых, но море там действительно потрясающее;
  • если вы предпочитаете всё новое и неизведанное — для вас обязательны к посещению Долина Храмов, пляж Scala dei Turchi и вулкан Этна. Море впечатлений гарантировано!

Путешествуйте, любите друг друга и будьте счастливы! Ну а если соберетесь на Сицилию или в Венецию— вы знаете у кого спросить совета ;) С удовольствием отвечу на все вопросы!