Про Иран. Часть ٣

Valentina Zeldina
5 min readDec 3, 2017

--

Исфахан

Нет, ну все-таки пост раз месяц лучше, чем вообще не написать ничего.

Итак, Исфахан. Мы прилетели туда на самолете, потому что наличных на автобус у нас не было. Поэтому никакой плавной смены пейзажа, просто мы днем были в Тегеранской пыли, а ночью оказались в месте, где растений больше, машин меньше, кругом какая-то красота, мосты и высохшая река.

Правда, в Исфахане мы должны были оказаться раньше, но не вышло, потому что потому. Мы приехали в аэропорт и прошли паспортный контроль за час до вылета, но оказалось, что часа за три на самом деле. Эти три часа были довольно нервными — основное табло показывало то, что на картинке, все объявления звучали на фарси, когда улетит самолет — не понятно. Маленькие табло над гейтами показывали только ближайший рейс, от нечего делать я угадывала арабские цифры по смене языка на табло. Это не самая очевидная задача, надо было учитывать, что порядок цифр при смене языка меняется, а еще некоторые цифры все никак не появлялись в номерах рейсов, приходилось ходить по аэропорту и искать, что пишут на ценниках в сувенирных магазинах, чтобы картинка сложилась. Да, если вы думаете, что мы используем арабские цифры в ежедневной жизни, и вам будет понятно, что в арабских странах пишут на ценниках, то перестаньте так думать. В оставшееся от изучения письменности время мы смотрели иранский сериал (на самом деле, все понятно, кто кого бросил, кто кого любит, кто злодей — актерская игра уровня Джозефа Трибиани очень помогает) и ели. Какой из этого вывод? Не очень рассчитывайте на вылеты по расписанию в Иране, потому что, насколько я поняла, никто кроме нас особенно не волновался, что говорит о воздушном сообщении в Иране кое-что.

Так вот, Исфахан. Что про него надо знать? Во-первых, там есть река, которая летом без воды, но с мостами. Мы ходили по ней и вдоль, и поперек, и это очень мне понравилось.

Так выглядит река, если ходить вдоль (это мы стоим в русле Заянде). За лето в ней начинает расти трава.

Берега реки относятся к старому и новому городу. На новом берегу — какая-то пикниковая зона, там по вечерам толпы людей на покрывалах с едой (потому что есть можно только в темноте) и кальянами. Правда, по вечерам там даже перед дворцом такая зона, и никто не возмущается по поводу “на газонах не лежать”. На старом берегу много дорожек и мало газонов, там никто не пирует по вечерам. А связаны берега мостами, которые очень хороши ночами.

Картинка (точнее, предполагаемая точка съемки) должна вам сообщить, что вот прямо в середине самой водоносной реки центрального Ирана мы стояли пешком

Днем тоже хороши. Но по ночам! Хороших фото у меня нет, поэтому погуглите вот Си-о-Се Поль.

Так выглядит дорога поперек реки. Мост снаружи хорош, внутри хорош, ходить можно по обоим ярусам, что мы и делали, и не только мы.

А еще мы там следили за лягушками в русле и на берегах (их много и они очень мелкие). Короче, взрослые люди приехали отдыхать.

У меня нет хорошей подписи к этой картинке, но, по-моему, она самодостаточна

Днем в Исфахане тоже есть, что посмотреть. Например, музей естественной истории (выше на фото). Но не он главное. Главное — это дворец.

Так выглядит дворец днем, когда жара и никто из дома не выходит. Но я к жаре там уже привыкла (ну, мне так казалось, пока мы не приехали на Киш, но про Киш потом), поэтому выходила, потому что по пустому городу бродить — любимое развлечение.

Здесь было бы совсем торжественно и прекрасно, если бы не продавцы ковров. Продавцы ковров (сюрприз) пытаются продать ковер и делают это крайне назойливо. Откуда они берутся?

Вот видите эту открытую дверь? Оттуда они берутся. По периметру дворца есть галерея, в ней расположены сувенирные лавки, и по ней как раз и гуляют люди в жару. А когда подходишь ко входу в мечеть (чуть правее), из галереи выбегают люди и начинают хватать тебя за руки, обнимать и вести к коврам. Правда, я сразу сказала, что я тут с мужем и денег нет, на что мне сказали, что обязательно давай приходи потом с мужем и мы тут тебе город покажем и расскажем все про традиционные узоры на коврах. Я, конечно, не пришла больше, но аргумент про “я с мужем, деньги у него, но его сейчас нет” мне еще пригодился.

Сразу понятно, кому чем стучать

Когда я погуляла достаточно и уже возвращалась, мне на встречу попался пожилой учитель английского, с которым мы неожиданно разговорились. Он показал мне, как обойти дворец по узким улочкам, рассказал, где хороший ресторан и вот еще что объяснил. Видите дверь на картинке? На ней две ручки: кольцо и палка. Если стукнуть кольцом, тебе откроет женщина, если палкой — мужчина. Эти двери, конечно, не у каждого дома, но у каждого, у которого есть слуги, чтобы открывать двери. От кольца и палки разный звук. Я попробовала: и правда, так и работает. Но если открывает мужчина и видит меня, он начинает орать непонятное. А если стукнуть и тем, и другим сразу, то не открывают и начинают орать из-за ворот. Такие дела.

А еще там есть барбершоп, в который сходил Антон. Опасный человек приставил бритву к его горлу. Я переживала и смотрела на это с тревогой, но женщина с пелерины была спокойна, и я в итоге взяла пример с нее.

Что еще рассказать про Исфахан? Про еду давайте расскажу. Мы были в ресторане, который посоветовал учитель английского. Там сидишь себе на ковре и ешь. Еды много, но она однообразная. Людей много, и они тоже какие-то похожие, особенно женщины в черных покрывалах. Фотографировать так, чтобы другие люди попадали в кадр, почему-то страшно, поэтому ниже только фото угла. А еще в этом ресторане есть стойка оплаты, где коробка для чаевых подписана на всех языках. Внимательный читатель найдет по-русски слово “Наконечник”:

Все, кажется. Что-то еще было, но я уже не вспомню. Сады там всякие, дворцы, это да, но красивое я показывать не могу, я больше по смешному. Но хотя ладно, вот на прощание ночной дворец.

Этот красивый даже при съемке на утюг

Все. Предыдущие посты про Иран тут: раз и два. А следующий вот: четыре.

--

--