Относительно отношений

Valentina Zeldina
4 min readJul 26, 2018

--

Ситуация такова: жизнь вдруг закипела, ни на что нет времени, а писать хочется. Поэтому пишу в поезде, и не известно, что тут случится раньше — сядет ноутбук или войдет пассажир, на удобном месте которого я сижу. Поэтому придется коротко и неразборчиво.

***

Когда я чувствую разочарование в себе или в жизни, я смотрю фильмы про подростков. Черт его знает, почему. Я сейчас не про причины, я про одно наблюдение.

***

Я недавно заметила в этих фильмах одну вещь. Мне легко сопереживать мальчикам-подросткам. А девочкам-подросткам не легко. Я их видела в кино почему-то или в любовных историях, или в супер-исключительных ситуациях — как в «Джуно», например. По тем фильмам, которые я смотрела, кажется, что мальчики берут на себя задачу разбираться со всей сложностью мира, а девочки — задачу найти подходящего мальчика. Может быть, все лучше в книгах, но образы девчонок, которые мне попадались, обычно предполагают, что надо обязательно упрямо встряхивать косичками или челкой и быть правильной занудой. Я и так всю жизнь правильная зануда, хоть и без косичек, так что эти образы мне мало чего нового сообщают. Так что так вышло, что многие мои любимые истории — это истории, в которых мальчик — субъект действия, наделенный волей и правом выбора, а девочка — объект.

Я не считаю, что в этом прямо всерьез виноват кто-то из ныне живущих — что бы мы там не думали про то, что мы сами выбираем, как жить, очень много вещей нам досталось в наследство. И просто сказать «нет, ребята, это не правильно, когда женщина — только объект» нельзя. То есть, можно, но одно это ничего не изменит. Чтобы что-то всерьез изменилось, мы должны научиться вести себя как-то ощутимо иначе, а это не быстро и не просто. Если хочется об этом лишний раз подумать — есть вот выступление Чимаманды Адичи, лучше я вряд ли скажу. Но я не об этом в этот раз.

***

Я вот о чем. Я вдруг отчетливо осознала, насколько идея равенства не интуитивна. Для меня настолько естественно, что в любой истории с героем все остальные — просто объекты для взаимодействия, в лучшем случае — его спутники, что я долго даже не могла себе представить, что можно вообразить себе вариант, когда это не так. Я всегда хотела быть героем истории. Героиней, если хотите (привет тем, кто читал ГПМРМ). И поэтому в отношениях я часто вела себя так, будто герой этой истории — я, а второй человек тут только для того, чтобы мне было, кого покорять. Мне настолько не хотелось быть статистом в чьей-то истории, что я предпринимала какие-то неимоверные усилия, чтобы стараться быть главнее.

Кажется, что все поменялось, а на самом деле — ничего

Понимаете? Я не замечала, что, ведя себя так, я не меняю несправедливую модель взаимодействия, как мне казалось, а сохраняю модель «объект-субъект». Просто беру себе роль субъекта. Почему? Не знаю. Наверное, в том числе и потому, что я не знала, как вести себя в отношениях, когда люди равны. Мне хотелось быть сильной. Или, вернее, не хотелось быть в слабой позиции, потому что я по-честному никогда не чувствовала себя слабой. Я не думала о том, что для того, чтобы быть сильной, рядом нужен слабый, иначе не понятно, что такой «сильный». И мне не приходило в голову, что себя и партнера вообще можно не мерить по шкале силы, что это может быть примерно так же важно для отношений, как размер ногтя на среднем пальце левой ноги.

***

Пожалуй, только в отношениях с Антоном я всерьёз поняла, что такое равенство двух людей. Не мужчины и женщины, а вообще двух человеческих существ. Не потому, что я как-то особенно поумнела. Просто он относится ко мне как к равной по умолчанию. Ему действительно не надо было ничего доказывать. Я много раз пробовала, пока не поняла, что он уже воспринимает меня так, как мне бы хотелось быть воспринятой. И это дает поразительную свободу. Когда не надо ничего доказывать, легче ошибаться и пробовать новое, легче просить помощи и давать её. Что угодно легче. И усилия можно направлять не на борьбу в отношениях, а на то, чтобы делать что-то интересное в жизни. Можно даже вместе. Равенство дает свободу. Мне жаль, что я это поняла только сейчас, и в то же время я невероятно рада этому.

***

И еще одно. Мне понадобилось значительно повзрослеть, чтобы понять, что «равные» и даже «равноправные» — не значит «одинаковые». Это сложная мысль, и я не знаю, как научиться её передавать, но мне хочется это сделать, чтобы объяснить хотя бы своим детям.

***

А теперь — слайды. То есть, фильмы, раз уж я про них упомянула. Чтобы не засорять эфир, вынесла их в отдельный пост с картинками.

На этом все. Канал в телеграме с этими постами вот http://t-do.ru/recreation.

Предыдущий пост там, а следующий тут.

--

--