Цифровая трансформация спорта — Часть 1

Почему в России это не произойдет в ближайшие 10 лет?

Digital sports
Published in
4 min readDec 24, 2018

--

Это первая часть трилогии о цифровой трансформации спорта в России.

Часть 1 (Почему в России это не произойдет в ближайшие 10 лет)

Часть 2 (направления цифровой трансформации)

Часть 3 (От настоящего к будущему)

ЧАСТЬ 1 — Цифра и спорт

В середине 2017 года была принята государственная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, В обиходе все чаще стали использовать слова “оцифровать”, “цифровизация”, “цифровые технологии”, “цифровая трансформация”. Регулярно стали проходить форумы и конференции на эту тему.

15–17 октября 2018 года прошел форум “Открытые инновации” в Москве, где очень активно на всех уровнях коммуникации обсуждалась цифровизация и цифровая трансформация всех отраслей экономики.

О чем же речь и как это поменяет российскую спортивную индустрию?

Что такое цифровая трансформация

Целое десятилетие словосочетание “цифровые технологии” соседствовало со словами “оцифровка” и “цифровизация”. Под этим обычно понимается использование новых технологий в существующих бизнес-процессах, перевод их в электронный вид. Результатом этого перевода обычно является сокращение трудозатрат и времени сотрудников компаний на ведение рутинных операций.

Понятие “цифровая трансформация” это следующий этап развития — целый комплекс преобразований самой организации, включая изменение бизнес-моделей, принципов ее работы и бизнес-культуры на основе технологических новшеств и решений.

Примером цифровой трансформации целой отрасли может служить Uber и последовавшая за ним целая плеяда организаций, которая на рынке такси стала совсем по новому определять как саму услугу, так и способ ее предоставления.

“Цифровая трансформация — это не только экономика, а глобальное явление, которое влияет на всю нашу жизнь. Она затрагивает и государственное управление, и задаёт новые методы ведения бизнеса, и меняет наши повседневные практики, будь то поход за покупками, оформление документов или досуг”

Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства РФ

То есть, в отличие от цифровизации, это не только экономия, технологии, ИТ-директор, покупка и внедрение программного обеспечения.

Спорт в России

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составляет около 0,8% ВВП (данные Росстат на 2017 год). Открытой информации о доле конкретно спортивной отрасли внутри этого сегмента нет, примем его за 30% от этой и так относительно небольшой цифры. Это значит, что с точки зрения государства внимание к спортивной отрасли, как объекту эффективного управления, стоит далеко не на первом месте. Для сравнения, в развитых странах, доля спорта в ВВП может достигать 3%, то есть почти в 10 раз больше.

В нашей стране социальное обеспечение, образование, медицина, промышленность — гораздо более значимые области внимания, эффект от положительных изменений в которых будет ощутим гораздо больше.

Да и сами цифровые технологии как инструмент трансформации экономики был замечен Правительством только после того, как внезапно, в 2017 году, оказалось, что доля цифровой экономики в ВВП России составляет целых 3,9%. Да, это в несколько раз ниже, чем у стран-лидеров, например США, Сингапура, Израиля, но объем этого рынка будет существенно расти, по мнению компании McKinsey, которая выпустила в июле 2017 года отчет “Цифровая Россия: новая реальность”. По их оценке, цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста ВВП России, а сама доля цифровой экономики может составить 8–10% в ВВП.

Понятно, что цифровая трансформация экономики неизбежна. Это вопрос времени. Но к ней необходимо быть готовым ментально, организационно и финансово. Готова ли отрасль к изменениям?

Почему ничего не происходит?

Руководство федераций и клубов, финансируемых государством, не заинтересовано в изменениях. Их основной клиент — не болельщик, от болельщика лишняя головная боль, их много, за ними нужно бегать, привлекать. А получить субсидию, грант, целевое финансирование — гораздо проще.

Цели федераций две: в профессиональном спорте — достичь максимального результата на международном уровне и массовость, популяризация вида. Силы и деньги обычно кончаются на первой глобальной задаче. Это связано с тем, что большинство руководителей — бывшие профессиональные спортсмены, которые знают свой спорт изнутри лучше всего именно в части подготовки профессионалов и достижения результата — медалей.

На одном из профессиональных мероприятий у руководителя региональной футбольной федерации спросили в чем заключаются цели его организации. Ответ был очень прост — “проводить соревнования”.

А массовый спорт — это задача непонятная, многогранная, быстро добиться эффекта в ней не получается. К тому же сколько продержишься в своем кресле — непонятно; здесь ситуация близка к чиновничьей. Поэтому все заканчивается на уровне бумажных отчетов перед Минспорта.

На одном из профессиональных мероприятий у руководителя региональной футбольной федерации спросили в чем заключаются цели его организации. Ответ был очень прост — “проводить соревнования”. Это было сказано абсолютно искренне, именно так он считает. Если соревнования провели, “работу отработали” — значит организация работает хорошо. То есть даже на уровне целеполагания у нас изъян, нет измеримых и достижимых целей, которые были бы понятны на всех уровнях, а не только на уровне стратегических документов, которые по факту никто не читает, а тем более не собирается требовать их исполнения.

Еще одна особенность России — отношение к предпринимательству. В большинстве стран мира предпринимательство — двигатель всех отраслей экономики, источник энергии, позитивных преобразований. Спорт здесь не исключение. В России же предприниматель, при всем материальном мышлении нынешнего поколения, считается фигурой с негативным оттенком, изначально схожим с мошенником, несправедливо получающим большой доход. Это мышление все еще доминирует в спортивной среде, накладывается на бюрократические процедуры госуправления спортом и приводит к тому, что тормозится большое количество интересных идей, возможных государственно-частных партнерств.

Конечно, делать бизнес в спорте или привлекать спортивную аудиторию, желает с каждым годом все больше предпринимателей — это очень благодатная с точки зрения эмоциональной отдачи отрасль. Вместе с тем спортивные организации ждут от бизнеса таких же легких денег, которые они получают от государства, только за то, что они существуют и “проводят соревнования”. Это противоречит подходу “win-win”, на котором часто строятся партнерские связи в бизнесе, и год от года предприниматели недоуменно пожимают плечами после встречи с действующими спортивными функционерами (в данном случае слово более правильно отражающее суть, чем менеджер).

Продолжение следует в следующей части трилогии.

--

--

Digital sports

http://rynd.in, ментор и трекер для бизнеса, эксперт по цифровым технологиям, Предприниматель (Sportsoft.ru), к.э.н.