Альма-матер для элиты

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
5 min readMay 8, 2018
Photo by Sebastián León Prado, https://unsplash.com/photos/3ecCnoNQ13o

Перед тем, как поставить точку в теме детской профориентации, позвольте привести наглядный пример. Я проанализировал образование элит одного из российских регионов, сопоставил его с доходами и опубликовал результат на портале NB Life — под названием “Университеты тюменской элиты”.

В принципе, это мог быть любой другой регион, потому что выводы одинаковы для всех: в наши дни успех последующей карьеры мало зависит от образования. Почему? Внимательно читаем.

Медленно, с большим сопротивлением, но в город прокралась весна. Значит, новому поколению абитуриентов предстоит делать выбор, куда идти учиться. Попробуем помочь им, проанализировав опыт успешных людей.

Как выбирать профессию

Вообще, стратегий выбора профессии в юном возрасте три. Первая — вы продолжаете семейную династию. В этом случае вход в любую профессию максимально безболезненный, потому что вы опираетесь на опыт и связи родителей.

Вторая — выбор образования с прицелом на эмиграцию. Что тоже довольно логично: пока глава «WorldSkills Russia» Роберт Уразов грозится, что в ближайшие 5–10 лет (как раз к моменту получения диплома) каждый седьмой в России лишится работы, некоторые страны типа Германии испытывают нарастающий дефицит в сотни тысяч специалистов.

Третья, самая тяжелая: самостоятельно строить карьеру в нашей зоне рискованного земледелия. Исторически сложилось, что соотечественники предпочитают именно такой вариант. Поэтому опыт людей, которые добились успеха в этом нелегком пути, должен быть достоин пристального внимания.

Кого считать успешными

Обычно сильно выручает рейтинг Forbes. Но Тюменская область — ключевой для сырьевой российской экономики регион — пока не удостоилась внимания со стороны известного журнала (надеюсь, это не связано с санкциями?). Где искать аналоги?

На мой взгляд, хорошим аналогом рейтинга Forbes является для региона список депутатов областной Думы. На то есть несколько причин.

  • Успех в России часто требует подкрепления каким-либо официальным статусом. Поэтому есть основания полагать, что самые успешные и амбициозные должны быть представлены в органах власти;
  • Доходы и биографии депутатов открыты, что позволяет проводить по ним анализ;
  • Среднегодовой доход депутатов в 36 раз превышает среднегодовую зарплату по югу Тюменской области (без автономных округов). Следовательно, можно говорить о том, что депутатский корпус реально состоит из представителей элиты;
  • По сравнению с другими органами власти, состав Думы более разнообразен. Чтобы стать депутатом, не требуется делать долгую административную карьеру, которая требует в том числе специального образования. Достаточно добиться успеха в любой сфере, который затем конвертируется в депутатский мандат. Тем самым, структура Думы лучше отражает структуру верхнего слоя общества.

Итак, наша цель — понять, чему учились сразу после школы областные депутаты, чтобы добиться успеха в карьере.

Где учились депутаты

На примере депутатского корпуса Тюменской областной Думы мы не наблюдаем явлений, хорошо известных по опыту других государств. Например, в США одним из признаков принадлежности к элите считается диплом одного из университетов «Лиги плюща», в Великобритании неплохо бы закончить Оксбридж. А вот в Тюмени отсутствует ярко выраженная «кузница кадров» для элиты: 48 депутатов представляют 27 учебных заведений. И это я ещё объединил под общим брендом Тюменский машиностроительный техникум и Тюменский индустриальный университет.

Представительство выпускников учебных заведений в депутатском корпусе выглядит так:

  • Тюменский индустриальный университет (ТИУ) — 14 депутатов;
  • Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — 6 депутатов;
  • Санкт-Петербургский политехнический университет (СПбПУ), Государственный аграрный университет Северного Зауралья (ГАУСЗ) и Тюменский государственный медицинский университет (ТюмГМУ) — по 2 депутата;
  • ещё 22 учебных заведения — по одному депутату.

Можно было бы сказать, что если вы закончили ТИУ, то у вас чуть больше шансов стать депутатом, чем если вы закончили ТюмГУ. Но, как мне кажется, дело ещё в том, что в ТИУ учится больше студентов: 31 тысяча против 21 тысячи у ТюмГУ. На самом деле правда в том, что вообще не имеет значения, какую вы заканчивали альма-матер. Даже если у вас за плечами ПТУ № 3 из Тобольска, как у Юрия Юхневича, это не помешает вам стать депутатом.

Как это повлияло на доходы

Любопытнее сравнить доходы выпускников различных заведений. Доходы можно сравнивать двумя методами. Можно взять среднее значение. Тогда придётся сложить в общий котёл 229 миллионов Дмитрия Горицкого с 3 миллионами Валерия Фалькова (поскольку оба окончили ТюмГУ) и поделить, что не совсем корректно. Лучше использовать медианный доход — он позволяет исключить крайности. И тогда получается вот что.

Лучше всего по медианному доходу выглядят выпускники Питерского «политеха» (СПбПУ) — 41,2 млн. рублей. На втором месте ТюмГУ с медианным доходом 16,5 млн. рублей. На третьем месте…

А на третьем месте — неожиданность. Выпускники тех 22 учебных заведений, которые вошли в категорию «Прочие», показали более высокий медианный доход, чем выходцы из остальных тюменских вузов. Это 6,9 миллионов против 6,3 у выпускников ГАУСЗ и 6,1 у «птенцов» ТИУ. Да, ваши глаза не ошибаются: выходцы из стен аграрной академии зарабатывают больше, чем представители вуза, готовящего кадры для нефтяников.

Наконец, самыми бедными из выпускников учебных заведений Тюмени стали те депутаты, которые оканчивали медицинский университет. Их годовой медианный доход составил всего лишь 1 миллион. Возможно, в этом «виновато» беспрецедентное падение доходов у Олега Чемезова за последние два года. Но, с другой стороны, а разве легко остальным? В стране же кризис.

На кого учились

Профессиональный состав депутатского корпуса обсуждать легче, потому что здесь выделяются более чёткие и компактные группы, чем при анализе вузов. Итак, распределение профессий в Думе следующее:

  • инженеров — 9 депутатов;
  • менеджеров — 8;
  • выходцев из транспортного цеха — 7;
  • строителей — 5;
  • врачей, учителей, юристов и представителей сферы массовых коммуникаций — по 4;
  • агрономов, поваров, экономистов — по одному.

Полученный результат нуждается в комментариях. Расхожее мнение о том, что в России доминируют юристы и экономисты, не подтверждается. Как видим, в Думе больше всего инженеров. А значит, представители этой профессии имеют шансы на успешную карьеру. Но каковы их шансы на получение высокого дохода?

Доходы: не всё так безнадёжно для учителей

Переходя к доходам представителей разных профессий, следует напомнить, что мы отдаём предпочтение медианному доходу, который позволяет сглаживать крайности. Чтобы не получилось, как в анекдоте про голубцы.

Итак, по доходам ожидаемо лидирует сфера управления (16,1 млн.). На втором месте транспорт с 11,1 млн. годового дохода. Совсем неплохо обстоят дела у инженеров — 9,7 млн. В общем, становитесь инженерами — это реально престижно.

Четвёртое место сенсационно заняли учителя — с 8,8 млн. они опередили представителей сферы массовых коммуникаций (куда я отнёс и PR) и юристов. Совсем чуть-чуть юристам уступили строители с 6,1 млн. Со своими 3,6 млн. неважно выглядят врачи, но это всё равно лучше, чем 0,1 млн., заработанный единственным экономистом.

Выводы

Анализ тюменской элиты показывает, что диплом не является автоматической путёвкой в жизнь. Можно закончить любое учебное заведение, получить любую профессию — и всё равно оказаться в числе элиты. Или, наоборот, не оказаться. Всё зависит в итоге от личных качеств, а не от бумаги с печатью.

--

--