Спасти фельдмаршала Романова

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
4 min readJul 17, 2018

На “Медузе” появилась онлайн-игра под названием “Спаси Романовых”. Понятно, что это всего лишь игра, уже поэтому в ней неизбежны натяжки. Кроме того, игра построена на мнении историков, а историки никогда не несут ответственности за свои выводы, поэтому неизбежно субъективны.

Кстати, меня это всегда забавляло. Вот возьмём юристов: подобно историкам, их задача тоже заключается в том, чтобы восстанавливать события прошлого. В этом суть любого судебного процесса, хоть уголовного, хоть гражданского. При этом юристы несут ответственность за свои ошибки, поэтому они создали целую науку о том, как ошибок избежать — называется криминалистика. Но среди историков криминалистика не востребована от слова “вообще”, и к юристам историки относятся свысока. Напоминая в этом подростков, которые считают, что взрослые ничего не понимают в жизни.

Впрочем, перейдём к сути. Пониманию истории способствует в том числе и психология. Например, я совершенно уверенно могу сказать, что Николай II был человеком, не сумевшим преодолеть кризис среднего возраста.

Что мы знаем о кризисе среднего возраста? Эта концепция выросла из книги Карла Густава Юнга “Психология бессознательных процессов”. В ней говорилось о том, что у первой и второй половин жизни разные задачи. К сожалению для российского императора, книга вышла в свет в… 1917 году. Когда глобально что-то изменить в судьбе “гражданина Романова” было уже поздно.

Юнг и классическая школа аналитической психологии трактовали кризис середины жизни через необходимость адаптации архетипа Тень. Выглядит это так: вступление во взрослую жизнь (кризис переходного возраста) заставляет человека поделить свою широкую натуру на две части — полезную и бесполезную. Полезная берётся на вооружение и становится архетипом Персона (Маска). Бесполезная прячется подальше и становится архетипом Тень. В возрасте 32–35 лет Тень прорывается наружу, и либо человек адаптирует её, либо его ждут сильные проблемы.

В то же время на моё понимание кризиса среднего возраста повлияла концепция архетипов американки Кэрол Пирсон. Поэтому я считаю, что юнговская Персона (Маска) — это обозначение младшего доминирующего архетипа из колоды Пирсон. Тень — обозначение старшего. В момент кризиса среднего возраста старший архетип заступает на место младшего. Поясню это на примере Николая II.

Роль Персоны (Маски) для будущего императора сыграл архетип Любовник. Во-первых, на это указывает знаменитый роман с императрицей Александрой Фёдоровной. Против которого были родители наследника престола. Против которого были политические соображения: будущая императрица воспитывалась в Великобритании, многолетней сопернице России по “Большой игре” в Средней Азии — этому прообразу “холодной войны”. Но любовь оказалась для императора важнее политики, и этому правилу он следовал неоднократно.

Во-вторых, стремление к улаживанию вопросов миром. Царь был инициатором созыва знаменитых Гаагских мирных конференций, за что в 1901 году сразу пять человек выдвинули его кандидатуру на получение самой первой в истории Нобелевской премии мира. Николай II положил конец “Большой игре”, подписав с англичанами в 1907 году конвенцию. Мне кажется, первого и второго пунктов уже достаточно, чтобы вспомнить про Михаила Горбачёва, или нет?

В-третьих, любовь к так называемым “блестяшкам”. Скажите, зачем русскому монарху звания английского адмирала (1908 год) или фельдмаршала (1915 год)? Понятно, зачем это англичанам: плата за выход России из “Большой игры” и вступление на стороне Британии в Первую мировую войну. Но что получила от этих широких жестов наша страна? Что получил сам адмирал и новоиспечённый фельдмаршал, которого после Февральской революции отказался забирать к себе на острова король Георг V? Ничего, кроме удовлетворения тщеславия.

Роль Тени для императора взял на себя архетип Бунтарь. Когда Николаю II исполнилось 32 года? В 1900 году? Вот тогда всё и началось: страна самой первой влетела в мировой экономический кризис 1900–1903 годов, перешедший в России в депрессию, продолжавшуюся до 1909 года.

Нет, Бунтаря временами прорывало и раньше. Это инцидент в Оцу, когда 23-летнего Николая чуть не зарубил японский полицейский. Это давка на Ходынке спустя 5 лет. Да и противостояние родителям в вопросе о женитьбе — это, по большому счёту, тоже признак Бунтаря. Но именно с наступлением возраста, на который обычно приходится кризис середины жизни, проявления Бунтаря в судьбе императора посыпались как из рога изобилия.

Когда Николаяю исполнилось 35 лет, умирает обаятельный сибарит и сторонник статус-кво Иван Дурново, вместо него правительство возглавляет авантюрист Сергей Витте. Что дальше?

Во-первых, больше ни один премьер не способен продержаться во главе правительства хотя бы 5 лет. Во-вторых, завершение строительства пролоббированной ранее Витте Китайско-Восточной железной дороги привело к войне с Японией. Война была проиграна, в том числе по той причине, что Витте не подумал достроить сперва Кругобайкальскую дорогу, из-за чего доставка войск на Дальний Восток прерывалась в период ледохода. В-третьих, неудача в войне подтолкнула Первую русскую революцию. В-четвёртых, у родившегося в 1904 году долгожданного наследника Алексея Николаевича практически тут же диагностировали гемофилию. Все несчастья сразу.

В принципе, дальнейшее известно, можно не перечислять. Вопрос: зная это всё, можно ли было как-то изменить историю?

Можно. Пример органичного Бунтаря в большой политике — это Дональд Трамп. Человек пришёл, чтобы провести “революцию сверху”, и он об этом знает. По сути, он аналог Ельцина — тот, кто должен сделать “грязную работу” (интересно, что оба начинали в строительной отрасли).

Если бы Николай II начал радикальные реформы — земельную, индустриализацию, импортозамещение — он имел бы шансы сохранить если не жизнь (помним о судьбе Александра II), то хотя бы монархию. Более мощная национальная индустрия точно могла бы улучшить условия ведения Первой мировой войны.

Увы, своё бунтарство английский фельдмаршал потратил на то, чтобы противостоять вызовам времени. Почему? В том числе и потому, что не осознавал происходящих у себя в голове психических процессов. В том числе и потому, что Юнг слишком поздно опубликовал “Психологию бессознательных процессов”. Но ведь у вас-то нет таких ограничений! Есть возможность делать вывод из чужих ошибок.

Что надо для этого сделать? Например, можно более подробно побеседовать на тему архетипов в ближайшую пятницу.

--

--