Плоские шутки

Интервью с Хисами Танака

Ksenia Kopalova
IINE!
5 min readNov 5, 2020

--

Хисами Танака — художник из Токио, чьи работы находятся на границе абстрактного и фигуративного и сочетают в себе потусторонность плоскостного восприятия мира с очень человеческим чувством юмора. В его полотнах предметный мир со его всей сложностью сводится к простейшим формам, в появлении которых большую роль играет ошибка: цифровой глитч, заложенный в основу формообразования. В итоге перед нами оказывается восхитительная в своей абсурдности и несовершенстве картина мира “с высоты птичьего полета”, как об этом говорит сам автор. В интервью для IINE! Хисами Танака рассказал о том, как развивалось его творчество, об антропоцентризме и любви к скейтборду.

Хисами Танака, “Море и небо” (2020), 727×910(мм) холст, акрил, тушь. Источник

Читала о вашей недавней выставке “Ровная температура” (平らな熱), в которой также участвовали Юскэ Араяма и Хироси Кан. Расскажите немного поподробнее о том, как вы сотрудничали с другими авторами, как родилась общая концепция выставки?

В наших работах самих по себе есть сходство: в неком нейтральном, уравнивающем взгляде на мир, в том, что в работах нет какого-то четко определенного послания, в их плоскостности. Кроме того, в нынешних условиях пандемии нам бы очень хотелось, чтобы у всех наконец была равная, нормальная температура, поэтому название нашей выставки — с двойным значением: “Ровная температура” (в названии 平らな熱 используется иероглиф 平, который одновременно значит “плоский”, “ровный”, “спокойный”, “равный” — Прим.ред.)

Афиша выставки “Ровная температура”. Источник

Перед выставкой мы с другими авторами никак не договаривались друг с другом, просто каждый делал свои работы, а когда развесили их рядом в галерее, в своем отсутствии какого-то особого послания все работы удивительным образом объединились в какую-то очень цельную выставку. Мы не думали о выставке как о групповом проекте, каждый делал свои работы, как обычно.

Выставка “Ровная температура” в Kameido art center. Источник

Как вы начали свой путь в абстрактной живописи?

Несколько лет назад у меня стали появляться работы, в которых я смешивал случайные глитчи, возникавшие при работе с разным графическим софтом, и те формы и линии, что я создавал сознательно. На тот момент для себя я в этом видел и ценил баланс между активностью и пассивностью. Сейчас же к моим работам добавились и фигуративные элементы, так что в итоге работы находятся где-то на границе между абстрактным и фигуративным.

Хисами Танака. “Рисунок и розовый” (2012) 180×280 мм акрил, тушь, карандаш, цветной карандаш, два полотна. Источник

В своем заявлении художника вы пишете, что “общество, посмотри на него с высоты птичьего полета, сводится просто к движению, изменению”. Эта мысль заставляет меня вспомнить работы Юити Ёкояма с его стремлением абстрагироваться от антропоморфизма. Как вы относитесь к этому художнику? Как вам кажется, есть ли в вашем подходе что-то общее?

Юити Ёкояма — один из моих любимых художников. В целом мне кажется, что подход, избегающий антропоцентризма, все чаще и чаще встречается в современном искусстве. То, что я пишу про взгляд с высоты птичьего полета, в целом имеет тот же смысловой оттенок. Мне интересно, что мир при таком взгляде редуцируется до простых движений и действий как таковых, в этом я вижу много забавного, и одновременно я чувствую в этом очень много возможностей. Это для меня и становится мотивацией к созданию работ.

Хисами Танака. Без названия (2020). 530×455(mm) холст, акрил, тушь. Источник

Несмотря на то, что ваши работы тяготеют к абстрактным, в них много юмора, что довольно нетипично для абстрактной живописи. Вам так не кажется?

Абстрактная живопись действительно производит впечатление несовместимой с юмором. Но в моих работах часто используются цифровые глитчи, да и фигуративного там тоже немало, так что уже появляется какая-то история, в которой и юмору может найтись место.

Какие художники, музыканты, писатели оказали на вас наибольшее влияние?

Влияние оказали скорее не какие-то отдельные авторы, а художественные движения: появившаяся в Японии в 60–70-х годах “школа вещей” (моно-ха, もの派), неоэкспрессионизм 80-х.

Хисами Танака, “С левой стороны”, “С правой стороны” (2020), 530×530 мм×2 холста, акрил, тушь. Источник

Кого бы из своих знакомых художников вы рекомендовали посмотреть в первую очередь?

Мы не знакомы, но вот я недавно был на выставке Ю Нисимуры (西村有), и она была очень хороша.

Ваши работы как будто находятся на стыке цифрового и аналогового миров. Какое значение для вас имеет обращение к традиционным медиа — холстам, акрилу? Как вам кажется, могли бы ваши работы целиком существовать в цифровом виде и в интернет-пространстве, или их физическое измерение все-таки имеет принципиальное значение?

Мне вообще нравится живопись, больше, чем какие-либо другие формы, в которых существует искусство. Это еще с тех пор, когда я даже и не называл себя художником, а живопись была только моим увлечением. Из этого интереса выросли и мои работы — естественным образом, материальные. Пока я в том же духе и планирую продолжать их делать.

Хисами Танака. Без названия (2020) 410×410 мм. Холст, акрил, тушь. Источник

Чувствуете ли вы себя как автор частью международной арт-сцены, или больше ассоциируете себя с локальным сообществом?

Раньше я создавал работы, ориентируясь на международные стандарты в искусстве. Но сейчас то ли постарел, то ли это веяние времени, но для меня стал важен какой-то душевный комфорт.

Что из происходящего сейчас в мире искусства вам интересно и волнует вас больше всего?

Не знаю, отвечает ли это на ваш вопрос, но я вот как раз из этого желания душевного комфорта в свои 44 года начал кататься на скейтборде, и это мне сейчас наиболее интересно. В скейтборд-культуре есть это ощущение свободы и радости, и оно, по-моему, начало проникать в мои работы.

Инстаграм Хисами Танака: https://www.instagram.com/hisami_tanaka/

Сайт художника: http://hisamitanaka.com/

--

--