Девушка из Дании: “Выходной” (2018) Изабелла Эклоф

Скандинавский пляжный триллер про непобедимые порядки

Отдохнуть на турецком взморье приезжает группа криминального вида датчан под предводительством Майка (Лаи Иде), некоторые — с возлюбленными и даже детьми. Седоватого, пузатого и богатого М. сопровождает блондинка Саша (Виктория Кармен Сонн) то ли мастерски изображающая восторг от его денег, то ли реально его испытывающая. Взамен она, разумеется, ему целиком принадлежит — как дорогие и увесистые часы, которые он заботливо снимает в полагающихся ситуациях, и как прихвостни, которых он за любые косяки спускает ногами с лестницы. Умело вписавших в эту патриахально-криминально-финансовую иерархию она все же по чему-то тоскует — и с радостью закручивает пляжный роман с голландцем Томасом (Тийс Рёмер), который приплыл в Турцию на собственной скромной яхте и относится к ней со всем привычным в 2010-х уважением. Майк, естественно, начинает ревновать.

Режиссерский дебют шведки Изабеллы Эклоф — чистой воды обманка как в хорошем, так и в плохом смысле. Никакой кровавой бани, которую обещает постер, у землячки Бергмана и Эстлунда ждать не стоит, зато вольно или невольно она повторяет сюжетную спираль “Необратимости” Ноэ — с той лишь разницей, что никакой духоты, наркотических цветов и отъявленной жестокости здесь практически нет (да и очень реалистичное изнасилование поменяно местами с убийством). “Выходной” вообще рискует вызвать у российского зрителя весело-тревожное узнавание: турецкий отдых по Эклоф мало чем отличается от крымских каникул из “Шапито-шоу” или “Как меня зовут”. С той лишь разницей, что ожидаемую конъюнктуру дебютантка тоже наёживает.

Главное же достоинство “Выходного” не в том, что там, где любой голливудский спец заварил бы жирнейший саспенс, триллер и резню, Эклоф разбрасывает тревожные маячки в виде хорошо одетых мужчин, которые любят бить женщин по лицу, как-то доминировать над окружающими и явно занимаются чем-то нелегальным, а еще Саша явно и сама не слишком хороша в безопасности жизнедеятельности. Шведка вполне резонно замечает, что эта необаятельная, мизогинистская и, строго говоря, взрывоопасная парадигма в ближнем бою укладывает на лопатки либеральный дискурс, в котором принято размышлять о кризисе и последних днях токсичной маскулинности, олицетворением которой и является Майк и его команда.

Вероятно, и эту историю можно было натянуть, как тетиву, но Изабелла Эклоф, продемонстрировав в прологе, что она может делать кинематографичные опенинги в духе “Под покровом ночи”, уходит в размеренный полуреализм, где много точных деталей, немного выспренних диалогов и длиннот, которые делают 90-минутную картину более рыхлой, чем она могла бы быть. Гаспар Ноэ раскидал бы по пути следования еще парочку телесных и кровавых аттракционов; Эклоф, всю дорогу демонстрировавшая наготу с подчеркнутой обыденностью и даже зайдлевской скукой, решила, что крайне реалистичного секса против воли Саши, будет достаточно, чтобы не отвлечь от тихого, но идейно неожиданного финала.

Отдаленно похожие фильмы: “Последнее лето”, “Девушка по вызову”, “Сексуальная тварь

--

--