Поиск работы в Берлине: кейс продакт-менеджера (часть 2)

Anna Buldakova
No Flame No Game
Published in
5 min readJul 31, 2016

В первой части я немного рассказала про то, как я искала вакансии и какие с этим были связаны сложности. Сегодня речь пойдет о самом интересном — рекрутинговом процессе.

Я параллельно собеседовалась в 4 компании; многие этапы у них пересекались, и я старалась учиться на своих ошибках. Пойдем по порядку (подчеркну, что описываю исключительно собственный опыт):

  • 1 этап — разговор с рекрутером. Чаще всего это милая беседа минут на 15, чтобы оценить общую адекватность кандидата. Здесь очень важно: 1) перечитать свое резюме, чтобы не путаться в цифрах и датах, и подготовить небольшую презентацию себя как специалиста (в третьей части будет бонус — как это сделать ;). Последнее требуется всегда; иногда рекрутер начинает углубляться в детали, выспрашивать технические подробности, но у меня на первом интервью это случалось редко. 2) перечитать описание вакансии и в целом почитать про компанию. Стандартные вопросы — чем вам интересна наша компания? какие есть конкуренты и почему мы лучше/хуже? как вы думаете, чем вы будете заниматься на данной позиции? какую фичу вы бы сделали в первую очередь, когда пришли бы к нам на работу, и как бы измеряли успех? На одном из интервью меня начали гонять по истории компании: в каком году мы вышли на IPO? Когда наша выручка впервые превысила миллиард долларов? Как зовут наших основателей? Честно скажу, я облажалась на этих вопросах, да и до сих пор считаю, что это какой-то странный способ оценивать кандидатов (в конце концов, важные даты можно выучить и после выхода на работу). Но что было то было, будьте предупреждены :) 3) подумать, какую зарплату ты хочешь. Для меня это был самый сложный вопрос на первом этапе — думаю, понятно, почему. Я пыталась смотреть средние зарплаты на Glassdoor, но разброс все равно довольно велик, и я сначала довольно сильно недооценила свои зарплатные ожидания. Но за счет того, что не все компании задавали этот вопрос, и за счет нескольких офферов мне в итоге удалось примерно понять, сколько я стою на немецком рынке :) 4) придумайте вопросы. Знакомый hr однажды рассказал мне, что для него это вовсе не проходящий, а один из самых важных этапов разговора: он позволяет оценить заинтересованность кандидата. Да и в целом это отличная возможность рассказать еще что-то о себе, о чем почему-то еще не спросили. Мой случай из жизни: созваниваемся с рекрутером, чувствую, что беседа идет не в то русло, и дело близится к “Спасибо за уделенное время, но мы решили продолжить процесс с другими кандидатами”. Дожидаюсь ее “есть ли у вас вопросы?” и начинаю: “А почему вы еще не реализовали такую-то фичу? А вот так-то и так-то ее можно было бы сделать. И, кстати, с подобными технологиями я работала на таком-то проекте. А вот еще такую классную штуку мы пилили с ребятами во внерабочее время”. Рекрутер оживилась, явно оценила энтузиазм и сразу же назначила следующее интервью.
  • 2 этап — разговор с продактом (продакт лидом или продакт директором — в общем, будущим начальником). В принципе, очень похоже на этап №1, только подробнее и длиннее. Меня как менеджера много спрашивали про то, как придумывать фичи, как их приоритизировать, как ставить задачи разработчикам, по каким критериям принимать решение о выкатке в продакшн, на какие метрики смотреть при оценке успешности/неуспешности проекта. Могут дать какой-то простой кейс, чтобы ты поэтапно все рассказал. После Яндекса с такими вопросами проблем вообще не было :) Круче всего к этому этапу подошла одна из компаний: все вопросы предложили задавать мне самой, интервьюер лишь немного корректировал ход беседы. Таким образом сразу проверялось знание продукта, ну и, конечно, менеджерские навыки. Уверена, что хороший менеджер, как и хороший журналист, не проживет без умения ставить правильные вопросы — и получать на них правильные ответы.
  • 3 этап — разговор с разработчиком из команды. Две компании объединили 2 и 3 этап; это и логично, потому что вопросы, по сути, те же самые, только с большим фокусом на технических деталях и на нюансах общения с разработчиками. Где-то прошлись вообще поверхностно, где-то копали более глубоко и просили, например, продумать алгоритм работы с зараженными урлами с точки зрения бэкенда.
  • 4 этап — case study: какой-то реальный проект “из жизни”, который тебе надо продумать с нуля и до запуска в продакшн. Опять же, все зависело от компании: к примеру, в одной попросили представить наилучший способ сортировки результатов, исходя из релевантности и даты публикации, в другой предложили продумать фичу с точки зрения consumer monetization и потенциальных партнерств. Я готовила презентации на 15–20 минут, потом еще столько же отводилось на вопросы. Второй case study давался прямо на месте и чаще всего был связан с кризис-менеджментом: условно говоря, все сломалось, что ты будешь делать :)
  • 5 этап — повторный разговор с рекрутером/потенциальным будущим начальником. Надо учитывать, что разрыв между этапами — от пары до 7–10 дней, то есть, к пятому этапу с момента подачи заявки прошло уже около месяца (если не больше). Так что этот разговор — обычный пинг, чтобы проверить, что вы все еще заинтересованы, дать фидбэк по предыдущим этапам, уточнить какие-то детали, возможно, даже пригласить на ланч с командой. Здесь же спрашивают контакты людей, которые с вами работали и могут рекомендовать: так называемый reference check. Честно, я не очень понимала, зачем он нужен. Естественно же ты попросишь о помощи своих любимых коллег, а не тех, с кем ты бодался по поводу (и без)! Удивительно, но, как мне сказал мой уже нынешний работодатель, более чем в половине случаев он слышал: “Не нанимайте этого человека!”. В общем, скорее же ведите свою команду в кино и начинайте кормить конфетами, если не хотите вдруг получить потом нож в спину ;)

Вот примерно и все. В итоге я получила 4 оффера, два в Берлине (одна — крупная компания, вторая — стартап), один в Мюнхене, один в Вене (изначально позиция была в Берлине, но потом условия договора неожиданно поменялись ;). В третьей заключительной части расскажу о всяких полезных ресурсах, которыми я пользовалась для подготовки, и какие выводы для себя сделала. Если есть вопросы, задавайте в комментах, буду рада ответить!

--

--

Anna Buldakova
No Flame No Game

AI/ML Product manager at Facebook (ex-Intercom, ex-Yandex).