Как не копить закладки и успевать все читать

Anna Buldakova
No Flame No Game
Published in
6 min readMar 7, 2017

На прошлой неделе в своем Telegram-канале я попросила читателей поделиться секретом: как они успевают справляться с потоком интересной информации. Миллионы статей лежат в Pocket, сотни курсов и книг ждут своей очереди — давайте разберемся, как навести порядок и хоть когда-то, но прочитать или посмотреть все это.

Dilbert by Scott Adams

Что делаю я

У меня далеко не совершенный метод, но он работает. Уточню, что работает именно для меня; ниже вы найдете еще несколько способов организации информации — можете взять что-то за основу, но подкручивать винтики под себя все равно придется.

Итак, что дано:

  • огромный поток входящих писем (личные, рабочие + тематические и профессиональные)
  • соцсети, где периодически проскальзывают интересные ссылки/книги/курсы
  • общение в чатах, где также периодически упоминаются интересные ссылки/книги/курсы.

Что было раньше:

  • множество постоянно открытых вкладок
  • супердлинный бэклог в Pocket
  • несколько начатых в одно и то же время книжек и курсов.

К чему я пришла сейчас:

  • у меня два почтовых ящика: один я указываю во всех рассылках и использую только в браузере. С него у меня стоит пересылка на gmail-аккаунт, для которого на телефоне я поставила приложение Inbox. Этот же адрес я даю всем новым контактам для личных писем. Чем это удобно: на мобильном я просто удаляю все не личные письма. На личные срочные отвечаю сразу же, на личные несрочные ставлю ремайндер. Вечером, когда прихожу с работы, просматриваю накопившиеся неличные письма, прохожусь по интересным ссылкам из рассылок. У статьи обращаю внимание на заголовок и первый абзац; дальше просто пробегаю глазами по структуре. Если вижу для себя ценность (новая информация, интересный use case), но читать больше 5 минут, добавляю в Pocket;
  • соцсети просматриваю также только в это вечернее время; то, что надо читать больше 5 минут, добавляю в Pocket;
  • если в рабочее время попадается какая-то потенциально интересная ссылка, я открываю ее в браузере и оставляю висеть. Вечером, параллельно с ссылками из писем, просматриваю ссылки из закладок. Как вы уже догадались, то, что надо читать больше 5 минут, добавляю в Pocket :)

Правило №1: в конце дня в браузере должны быть открыты только те закладки, которые понадобятся завтра, но не больше 5; почтовый ящик должен быть пуст.

Dilbert by Scott Adams
  • Статьи из Покета я раньше пыталась читать в общественном транспорте, но получалось нестабильно — то народу слишком много, то надо срочно написать заметку, то просто о чем-то подумать. Поэтому я выделила фиксированное время под чтение статей — раз в неделю, на выходных;
  • все дела я теперь заношу в Google Календарь — тем более, у них есть и автораспределение целей, и тудушки. Удобно, что вы можете создать общий календарь на семью и на каждого члена семьи по отдельности. У меня много повторяющихся дел (как раз, например, чтение статей или книжек, просмотр курса); я устанавливаю повторы для события, а потом каждое воскресенье смотрю на свой недельный план и корректирую, если что-то не вписывается. Календарь также присылает мне мое личное и рабочее расписание на день накануне вечером — для меня это киллер-фича, чтобы не забыть, например, про какую-то раннюю встречу.

Правило №2: в один момент времени разрешается читать только одну книгу и смотреть только один курс.

  • По курсам я пишу конспект в отдельную тетрадь — как в университете или в школе, с датой и названием лекции;
  • По статьям — раньше выписывала интересные мысли; сейчас не пишу ничего, а стараюсь сразу применять на практике — если это урок в Sketch, открываю Sketch и рисую; если новый продуктовый фреймворк, размышляю, подойдет ли он моей команде. Те статьи, из которых не могу вынести ничего практического, стараюсь не читать: для теории есть книги;
  • По книгам пока не пишу ничего, пока что придумываю, как лучше записывать summary, особенно для бумажных книг. Я активно пользуюсь Bear для ведения заметок, смотрю сейчас еще в сторону Evernote.
xkcd.com

Что делают другие классные люди

Как выбрать, что читать:

  • Курсы прохожу только те, что оплатил, книги читаю только те, что купил.
  • Если не прочел статью в первые сутки, безжалостно закрываю закладки, если за месяц не прочитал ни одно письмо, отписываюсь от рассылки, и так далее.
  • Прохожу курсы вместе с коллегами или друзьями — собираемся раз в неделю и сразу обсуждаем. Вроде так попроще :)
  • Поступающую информацию фильтрую вопросом “для того, чтобы что?”, т.е. увидел статью про котиков — ответил на вопрос, нужна ли она мне сейчас/через месяц/через год. Исходя из этого, она либо вообще не попадает в хранилище, либо уходит в общий стек, либо — очень редко — прочитывается немедленно.
  • Все в мире не прочтешь, поэтому стараюсь думать системно. Если хорошо разобрался в предмете, сразу отпадает необходимость в прочтении кучи статей. Для систематизации пользуюсь mind map.
  • Главное — отпускать. Увидела ссылку — не стала сохранять — молодец! Прочитав 100000 статей, повторений вижу больше, чем нового, и этот балласт я стараюсь отпускать. Иногда устраиваю Instapaper-марафон и читаю то, что не смогла отпустить. Удаляю кучу статей, не прочитав — второй фильтр после изначального сохранения они не проходят. Хорошие сохраняю в Pinboard.

Как организовать бэклог для чтения/просмотра:

  • Составляю план где-то на неделю по книгам, статьям, курсам в соответствии с загруженностью. То, что очень хочется прочитать, но нет свободных квот в текущем плане, встает в очередь. Обычно дольше месяца в очереди ничего хранится.
  • Я использую только один Inbox для всех курсов/книг/статей. В моем случае это Trello и доска “обучение”. Каждое воскресенье планирую неделю, в которой 7 часов обучения. Статьи читаю в метро, курсы и некоторые книги закладываю в часы обучения. Наполняю по принципу FIFO.
  • Я, в основном, структурирую чтение по заранее установленным приоритетам. Есть список тем, которые надо прокачать. Есть список книг по дизайну, разбитый на темы.

Как систематизировать прочитанное:

  • По каждой книге пишу заметку и иногда рецензию на Goodreads, это помогает усвоить материал и запомнить что-то характерное о книге. Есть разные карты областей знания, которые помогают систематизировать. Я живу в Evernote, пробую Trello.
  • У меня сложилась связка: Evernote как первичный сборщик все и вся, составляю в нем подборки по темам или сразу кладу заметку в соответствующий блокнот. А вот для того, чтобы расставить приоритеты, медитирую над майндмэпом с планами, целями и задачами.
  • Я пишу в Evernote. Одна заметка — одна книга. Название книги = название заметки. В тэги выношу тематику/предметную область плюс какой-нибудь универсальный сквозной тэг (у меня quotes).
  • Если в списке несколько книг на одну тему, читаю их подряд. Предварительно просматриваю каждую (то есть, пролистываю за 10 минут всю книгу для формирования представления о ней) и только после этого начинаю читать. Всю информацию из книги заношу в карту памяти [mind map] по этой тематике, и после 2–3 книг есть полное понимание этой сферы.
xkcd.com

Полезные инструменты:

MindMaps

Личная база знаний:

Сохранение ссылок:

To-do lists && planning:

Полезные ссылки:

100+ книжек по тайм-менеджменту и коллекция интеллект-карт

Пример №1: Организация личной базы знаний в Evernote

Пример №2: Организация личной базы знаний в Evernote

Как рисовать интеллект-карты

И еще немного про mind-mapping

Таблицы Шульте для увеличения скорости чтения

Тренажер для скорочтения

P.S. В чатике завязалась оживленная дискуссия, насколько полезно читать книжки быстро (вот аргумент против, и вот еще один). Выбор за вами, поделюсь списком литературы, который посоветовал один из читателей (с его же комментариями):
1. Андреев, Хромов — Учитесь быстро читать (основы быстрого чтения)
2. Камп — Скорочтение (неплохие тренировки и упражнения)
3. Палагин — Скорочтение на практике (учит, что делать до и после чтения книги).

PPS Не забудьте добавить эту статью в закладки ;)

--

--

Anna Buldakova
No Flame No Game

AI/ML Product manager at Facebook (ex-Intercom, ex-Yandex).