7 советов, как снова стать счастливым на работе

Anna Panferova
Xsolla Tech Blog
Published in
7 min readMar 29, 2021
Автор иллюстраций Екатерина Мезенцева

Привет, меня зовут Анна, работаю HR уже 9 лет. До Xsolla работала в Директ Лайн, Redmadrobot, Altarix, kt.team. Лучший эйчар в мире по версии безработного Константина.

Расскажу, что я делаю, чтобы снизить количество страданий на работе и честно отвечать «хорошо» или «отлично» на вопрос «как дела?». Некоторые рекомендации могут показаться очень простыми, но в этом и хитрость. Почти все знают, что нужно пить достаточное количество водички, но не все это делают. Так и здесь — каждый совет прост, и одного знания недостаточно. Пока не начнете использовать на постоянной основе — ничего не изменится.

Я привыкла быть результатоголиком, как и многие миллениалы. Но у HR в IT-сфере часты ситуации, которые могут заставить грустить, например, высокий процент отказов от офферов в отрасли, сотрудники увольняются и переезжают в в другие города и страны, а дефицит программистов в РФ составляет 200%. В 2016 году мне попалась в руки книга, которая очень помогла переосмыслить мою ориентацию на результат и совместить ее с ориентацией на процесс.

Крис Хэдфилд рассказал в своей книге «Руководство астронавта по жизни на земле», что есть астронавты, которые никогда не полетят в космос. Они пройдут подготовку и тренировки в полном объеме, но так и не покинут Землю. Например, в 2011 году после 30 лет эксплуатации полеты шаттлов были прекращены, и единственным способом попасть на МКС был «Союз». Некоторые астронавты слишком высокие для маленьких «Союзов», и вероятность их полета в тот момент была равна нулю. Поэтому так важно было сохранять энтузиазм в своей работе и получать удовольствие от процесса, от бесконечных тренировок, научных исследований. Крис не ставил своё счастье, самоуважение, профессиональный рост в зависимость от результата — полета в космос, поэтому ему доставляло удовольствие ходить на работу каждый день, даже в те долгие 11 лет после второго полета. За это время он посетил множество курсов, повысил свою квалификацию и за счет этого стал более ценным для НАСА. Успех для него заключается в хорошем отношении к работе, которой занимаешься, в долгом жизненном путешествии, которое может привести к цели, а может и не привести. Поэтому сейчас для меня, конечно, важен результат моей работы, потому что от него зависит успех бизнеса и компании, но при этом важно любить ежедневные задачи и свою работу. Это одно из главных моих убеждений последние 5 лет.

Следующий пункт плавно вытекает из первого. В потоке ежедневных задач утрачивается ощущение, что я делаю что-то значимое. Лучший способ мотивации — это наглядное и подробное фиксирование своих достижений. Я для этого использую большие блокноты, где записываю важные дела, которые нужно сделать за день, и календарь в нашей CRM-системе. Это помогает отслеживать прогресс и собирать информацию к очередному ревью или ассессменту. Помимо этого дважды в год — на Новый год и день рождения — провожу «церемонию» подведения итогов, на которой рассказываю о своих самых значимых достижениях во всех сферах жизни. Это здорово помогает мне чувствовать себя молодцом.

Я купила себе красивую форму и дорогие кроссовки, но оказывается, это не делает меня автоматически худее и здоровее. У меня не всегда есть время на спорт и поэтому приходится идти на хитрости, чтобы увеличить количество активности.

Можно придумать альтернативный способ физической нагрузки. Я, например, люблю обедать не дома и хожу пешком в близлежащие заведения, что помогает выполнять норму шагов. Еще меня радует тренд на лесную терапию (миллениалы изобрели прогулки по лесу), ведь я живу рядом с лесом. Свежий воздух, красивые пейзажи, звуки природы — прогулки в лесу задействуют все органы чувств. Всего пять минут упражнений в парке, в лесу или в другом зеленом пространстве пойдут на пользу психическому здоровью. К тому же пешие прогулки помогают привести в порядок свои мысли. Цин Ли, автор книги «Синрин-йоку: японское искусство “лесных ванн”. Как деревья дарят нам силу и радость», утверждает, что радость от общения с деревьями глубже, чем от повышения зарплаты, и сохраняется дольше.

Когда один раз недосыпаешь пару часов, то ничего вроде бы не происходит. Но когда это превращается в систему, то начинает влиять на энергию и настроение. Я научилась засыпать и просыпаться в одно и то же время даже в выходные, что позволяет мне поддерживать комфортный режим сна и спать хотя бы 7–8 часов. Помогли мне в этом увлажнитель воздуха, который охлаждает воздух и поддерживает достаточный уровень влажности, и отказ от кофе после 16:00. Кому-то могут помочь охлаждающее постельное бельё, ортопедический матрас, одеяло с утяжелением и анатомическая подушка.

Для меня делиться опытом — это один из лучших способов почувствовать свою значимость и взглянуть на рабочие обязанности с новой стороны. Осознание своей полезности помогает найти новый смысл в своей работе и иногда даже заново полюбить её. Потому что менторство развивает не только менти, но и наставника. Я вспоминаю детали, которые стираются из памяти, вместе с менти учу какие-то новые фишки и с каждым разом все глубже погружаюсь в предметную область и повышаю свою экспертность. Ну а когда менти начинает достигать результатов и приносит пользу бизнесу, возникает это приятное и греющее душу ощущение. Я сохранила отзывы менти обо мне, иногда перечитываю их и получаю заряд мотивации гораздо более мощный, чем тренинги Тони Роббинса. В нашей компании есть менторская программа, если в вашей компании такой программы нет, то найти себе менти можно, опубликовав пост в Facebook, LinkedIn или Telegram.

Я выделяю не менее 20 минут ежедневно на личные задачи и устраиваю полезные перерывы. Даже небольшой промежуток, который остался от обеда (если вы не пошли гулять в лес, разумеется), можно провести с большой пользой для себя. Например, почитать книгу в бумажном или электронном виде, что-то из сохраненных статей или поучить новые английские слова в приложении или телеграм-боте. В конечном счете это нисколько не помешает продуктивности, а даже, наоборот, повысит её. Поездки на такси или общественном транспорте тоже могут подарить как раз те самые 20–30 минут для развивающих задач.

Благодаря чтению за обедом и в такси список прочитанных мною за год книг вырос со скромных 10 до 30. Этим лайфхаком я поделилась на одном митапе, примерно через год я получила фидбэк, что этот способ помог еще нескольким людям читать по несколько книг в месяц только за счет обедов. Времени на объемные курсы не так много, поэтому я все чаще потребляю образовательный контент небольшими порциями — смотрю лекции на YouTube, слушаю прямые эфиры в Instagram или Clubhouse.

Мне всегда казалось, что многозадачность — это мой конек и важное преимущество, но потом я стала замечать, что работа ранним утром или поздним вечером в пятницу, когда коллег нет поблизости, никто не пишет и не звонит, приносит в несколько раз больше завершенных дел, чем в стандартное рабочее время. Затем я стала более осознанно экспериментировать и с рабочим временем, и с подходом к выполнению задач.

Среди книг по личной эффективности и тайм-менеджменту хочу отметить книгу Тео Компернолле «Освободи мозг. Что делать, когда слишком много дел». В ней он объясняет, что многозадачен наш мозг: он решает массу дел одновременно, причем многие без контроля нашей сознательности, мы дышим, сидим без дополнительной сосредоточенности на этих процессах. Если говорить о работе сознания, то пресловутой многозадачности не существует. Просто кто-то быстрее и эффективнее переключается между задачами. Попытка работать в многозадачном режиме негативно отражается на продуктивности и качестве умственного труда: увеличивается время выполнения каждой отдельной задачи, повышается вероятность глупых ошибок, снижается качество работы, а еще приводит к потере информации и создает более высокий уровень стресса. По факту, чем сосредоточенней мы на одной задаче, тем эффективнее. Решение, которое подходит мне — выделить блоки для сосредоточенной работы и забронировать для нее конкретное время в календаре.

Нас постоянно просят помочь по мелочам. «Ты делаешь крутые презентации. Можешь сделать мне?», «Ты хорошо разбираешься в Tilda. Можешь добавить эту страницу?» К нам часто обращаются с просьбами, и мы хотим помогать другим, поэтому тратим свое время на работу, которая для нас не в приоритете, из-за чего начинает складываться ощущение, что ничего важного не сделано.

Помню, как много лет назад некогда безотказный коллега-редактор начал все чаще отвечать отказом на поступающие к нему запросы, поначалу мне это очень не понравилось, так как среди них были и мои просьбы. Но тогда же я увидела, что слово «нет» — это не про грубость или неумение работать в команде, а про личные границы и умение расставлять приоритеты.

Для меня было важно научиться фильтровать и ранжировать просьбы коллег и примириться с тем, что иногда разумнее ответить отказом.

Здоровые привычки — это та основа, которая помогает мне быть счастливой в работе и личной жизни. У меня есть классный совет, как начать их оздоравливать, я почерпнула его в книге Катерины Ленгольд «Просто космос». Катерина предлагает начать медитировать с трех вдохов и выдохов. Раз в день. Вряд ли кто-то скажет, что слишком занят для этого, а через неделю можно увеличить длительность до минуты. Я использовала эту рекомендацию не только для того, чтобы начать медитировать, а практически в любом деле. Немного времени, посвященного себе, лучше, чем 0 времени: у меня нет получаса на чтение, но есть 10 минут, у меня нет времени на 4 тренировки в неделю, но есть на две, у меня нет двух часов на прогулку, но есть полчаса.

Моя искренняя рекомендация — начать с одного или двух самых привлекательных пунктов и по мере освоения добавлять новые. Это просто — как начать пить больше водички.

--

--