Франция. Часть 1. Городская культура Парижа

Уютное однообразие, парки, перенаселение и почтовые ящики

Ivan Zverev
5 min readMay 20, 2014

В отличии от Берлина, который является наглядным пособием по истории всего 20 века Европы, Париж — скорее музей расцвета Франции. Это отражается на всей городской культуре, на жителях, которые являются частью этого гигантского музея классицизма. И жители, кажется, очень любят свой музей.

Современный облик Париж приобрёл в середине 19 века, когда был значительно перестроен. Благодаря появившимся широким улицам и проспектам безболезненно перенёс атомобильно-дорожный бум 60-х и, если говорить о центре, дошёл до нас практически в неизменном состоянии. Тогда же город окончательно приобрёл уличную структуру бульваров и авеню — прямые проспекты расходятся лучами от площадей.

Вид на Париж с башни Монпарнас

Как и полагалось европейской столице, Париж заполнен многочисленными однообразными дворцами и роскошными домами в стиле неоклассицизма. Желание перещеголять Лондон и Рим воплотилось в общеизвестных памятниках архитектуры. Все они настолько величественны, насколько и однообразны. Не думаю, что каждый парижанин отличит фасад Лувра от фасада Дома Инвалидов.

Площадь Лувра
Внутренний двор Дома Инвалидов

Обычные дома построены по установленным стандартам. Несмотря на то, что практически каждое здание имеет свой уникальный фасад, одинаковая этажность и в целом очень схожие формы не позволяют ни одному дому выделиться. В результате дома, сливаясь в одну однородную стену из идеальных фасадов, делают все улицы одинаковыми. И вместе с тем — одинаково уютными.

Жители домов соблюдают правило музея — украшать окна и балконы красными цветами.

Даже жители новостроек не отстают.

В Париже мне было довольно просто сориентироваться. Город удобно поделён на районы, которые отличаются иногда довольно сильно и по внешнему виду, и по назначению. Достаточно запомнить, что обедать лучше в Латинском квартале, шопиться в Монпарнасе, за туристическими радостями нужно идти в Сите или на Монмартр, если хочется старушки Европы с узкими улочками. В Бельвиле можно посмотреть на немногочисленные граффити, многочисленных азиатских проституток и поесть дешёвой китайской лапши, а в Дефансе получить эстетическое наслаждение от архитектуры модерна и хай-тека.

Улица района Монмартр

С парками всё просто прекрасно. Когда-то в Париже их не было вообще, но, перестраивая город, о них задумались. Теперь это — обычные для Европы места отдыха со всеми общепринятыми правилами — по газонам ходить, телефонами ловить бесплатный wifi.

На этой фотографии видны сразу две отличительные особенности Парижа. Во-первых, невероятного уровня садово-парковое искусство — все деревья идеально подрезаны. Во-вторых (и эта проблема глобальная) — перенаселение города. Как видно, свободное место в середине рабочего дня найти сложно, и чувствовать себя комфортно, сидя бок о бок с другими, не получится.

Во многих парках стоят стулья, которые можно свободно переносить. Это невероятно круто, но просто немыслимо для нас. Почему они все ещё не на дачках?

Из необычного: странного и довольно древнего вида писуар, встретившийся мне только один раз, заботливо обклеенный листовками, выбор места для которых ещё страннее, чем сам писуар.

Из обычного — почтовые ящики.

Первый почтовый ящик для внутрирегиональной корреспонденции, второй — для остальной.

Сразу же после выхода из подъезда становится очевидно, что Париж перенаселён. Вместе с толпами туристов горожане создают на тротуарах очень плотный трафик.

Толпы на одной из центральных улиц

Парижане очень общительны. В транспорте, на улице — нужно быть готовым к тому, что с тобой заговорят (разумеется, на французском), иногда — без особой причины. Просто указать на что-то, спросить мнение. Как и повсюду в Европе, любят сидеть в ресторанах и барах (причём в любое время дня). Их в Париже столько, сколько я не видел нигде. Плотность поражает — практически в каждом доме есть забегаловка. Ну в каждом втором — точно.

Сотрудник кафе сбивает с навеса накопившуюся воду

При этом ни одна из кафешек не похожа на соседние. Цвета, формы стульев, общая стилистика всегда будут отличаться. Получается такая же история, как с домами — вспомнить и найти приглянувшуюся вчера кафешку иногда бывает сложно (особенно, если пил сидр).

Уличный музыкант

Ассортимент при этом — средний. Обычно — напитки и простые немногочисленные блюда. Чаще, чтобы посидеть в компании, а не плотно пообедать. С пивом при этом ситуация просто жуткая — за 8-9 евро можно заказать 0,5 самого посредственного лагера.

С культурой стрит-арта в Париже основательно познакомиться не получилось. Кажется, что центральные районы практически полностью избавлены от граффити. Сложилось ощущение, что в музее Париж дозволено рисовать граффити только на окраинах и в специальном месте недалеко от центра — улице Denoyez в том самом Бельвиле с азиатами и проститутками. Граффити носят хаотичный характер. Зато публика в восторге.

Ну и о маргинальных элементах. Приезжих не просто много, а очень много! Даже в туристическом центре, не говоря уже об окраинах. При этом часть из них — вполне ассимилировавшиеся афроамериканцы из бывших французских колоний. Но много и откровенно неприятных арабов, разнообразных чернокожих в национальных одеждах. Нечто подобное я видел в пригороде Хельсинки.

Много бомжей, в том числе из тех же приезжих. Причём они, кажется, чувствуют себя вполне комфортно. Настолько, что один из них вполне спокойно спал на лавочке у самого входа в полицейский участок.

А в целом Париж прекрасен. Приезжайте в Париж!

Серия публикаций:

  1. Городская культура Парижа
  2. Транспорт Парижа
  3. Верден

--

--