Как я начал заниматься бизнесом

Каныбек Чериков
8 min readNov 25, 2016

--

Статья написана 02.03.2015, но в связи с переездом моего блога на Medium выкладываю ее более поздней датой.

Итак, в прошлой статье “О том, кто я и откуда взялся” я писал, как в апреле 2012 года уволился с работы и начал свои первые шаги в бизнесе.

Провал первый

Около года я вынашивал идею создания юридического Интернет-портала, где юристы могли бы бесплатно давать базовую юридическую консультацию, а люди, нуждающиеся в юридической помощи, имели бы возможность оценить юриста перед тем, как обратиться к нему за платными услугами. Кроме того, юристы могли бы расширять профессиональные связи через портал. То есть, я представлял себе смесь профессиональной соцсети и юридического форума.

На чем я собирался зарабатывать? На рекламе. Например, юристы или юрфирмы могли за дополнительную плату стоять первыми в каталоге юрфирм той или иной специализации (уголовное право, семейное и т.д.). И куча других «фитч», я сейчас уже все не помню (и вообще тот период я сейчас вспоминаю как далекое детство ). В общем я реально «горел» этим, с упоением читал в сети про стартапы и т.п. И начал я искать веб-разработчиков.

Первые, к кому я обратился, были очень крутыми (одни из лучших в стране). Но и стоили они соответственно. Я не смог их себе позволить, но многое от них узнал (за что им благодарен, вот ссылка на них). Вторые разработчики сказали цену вдвое меньше и сроки вдвое короче. Это тоже была веб-студия. Мы сошлись на цене 2000 долларов США и сроке 3 месяца. Я составил им техзадание, оплатил задаток и мы начали работу. Не буду долго описывать процесс и детали, скажу лишь, что они затянули мне сроки на целых четыре месяца (плюс к оговоренным трем). Все закончилось тем, что я расторг договор и потребовал деньги. Но не все оказалось так просто. Они мне еще месяца три возвращали предоплату по частям (последнюю крупную часть вернули только после того, как я уже собирался на следующий день идти с исковым заявление в суд). Далее я нашел молодого программиста, мне его порекомендовали как профессионала. Я, уже наученный горьким опытом, сразу оговорил, что работа будет делиться на множество промежуточных этапов со сроками и оплата будет идти за каждый СДАННЫЙ этап в заранее оговоренных суммах. Спустя 2 недели он мне просрочил первый же этап и отказался дальше работать в таких жестких условиях. Опыт, мать его, очень дорого стоит!

После этого я решил не вы..бываться и сделать прототип своего портала на готовом движке, что в десять раз дешевле разработок «с нуля» (как я хотел до этого). Я нашел классный форумный движок XenForo и попросил друга — программиста общего профиля — установить и настроить мне его за 200 долларов. Все было сделано быстро и в срок, после чего я, наконец, запустил свой многострадальный портал…

Что было затем? Затем была тишина… Через месяц я пришел к выводу, что он нафик никому не был нужен. Что я сам придумал у себя в голове потребность рынка. И это разошлось с реальностью. Сейчас я понимаю, что я недооценил временные, денежные и моральные затраты, необходимые для таких масштабных проектов. Как бы я понимал, что это будет не быстро, где-то в пределах полугода или чуть больше. Сейчас же я понимаю, что речь шла о нескольких годах… Короче, я не до конца понимал, на что замахнулся. И тупо сдался. Потому что не было опыта, с которым приходит выдержка. Потому что время шло (прошел уже почти год, как я уволился), а я так и не заработал ни сома в бизнесе.

Чем больше я об этом думаю, тем больше я благодарен своей супруге за то, что несмотря на все она продолжала верить в меня… Кстати, я же не написал, что за год до увольнения я женился на самой лучшей девушке в мире:)

Короче, какие выводы я сделал из этого провала:

1. Если у вас еще нет опыта в бизнесе, не лезьте в уникальные ниши! Если за всю историю капитализма это еще никто не реализовал, значит варианта два: 1) вы — гений, 2) это нафик никому не нужно. И 99,9%, что это второй вариант. Не, вы конечно можете попробовать войти в тот 0,1%, куда вошли Стив Джобс, Цукерберг и т.п. Но зачем идти через болото, когда есть другой, более безопасный путь. Не бойтесь лезть в конкурентные ниши! Высокая конкуренция — это признак того, что там есть деньги. И их хватит всем (по крайней мере, для начала вам точно хватит). Поэтому совет новичкам — не придумывайте спрос, гораздо легче «встроиться» в уже существующий спрос и сразу начать зарабатывать.

2. Не гонитесь за «длинными» деньгами, когда у вас еще нет «коротких». Время в бизнесе играет против вас и каждый бесприбыльный день неуклонно снижает мотивацию и веру в себя. Поверьте, это ломало очень многих… Начните с малых, но «живых» денег.

Провал второй

После этого мы с другом (тем самым, который сделал мне портал за 200 баксов) решили создать веб-студию и зарабатывать на создании сайтов. Мы решили, что нужно, как крутые веб-студии, создать свой “движок” (систему управления контентом) и «присаживать» на него клиентов, чтобы им легче было остаться у нас на техподдержке. Короче, ничего путного из этого не вышло. Мы сделали всего 1 заказ и заработали что-то в районе 1000 долларов. Зато нам вынесли все мозги за эти деньги! Наша ошибка была в том, что мы не составили техзадание и поэтому наше представление о том, чего хочет клиент, разошлось с его представлением о том, что должны сделать мы.

В общем, мы выполнили заказ и заработали денег. После этого мы как команда так и не получили ни одного клиента. Потому что толком не рекламировались нигде. Потому что слишком долго «пилили» свою систему. Потом между мною и другом начало расти напряжение (а так всегда, когда нет денег) и мы решили дальше идти порознь, чтобы не испортить отношения.

Выводы, которые я сделал из этого:

1. Хороший друг еще не означает хороший бизнес-партнер. Речь идет о совершенно разных качествах, которыми должен обладать человек в первом и во втором случаях. Просто дружить легче, чем вместе вести бизнес, поверьте! В последнем случае стресса намного больше и не все его выдерживают.

2. Нужно изначально очень четко оговаривать условия с клиентом, чтобы потом не было недоразумений.

Провал третий

Как-то раз я наткнулся на зарубежный Интернет-сервис, где любой мог получить договор, соответствущий именно его условиям. Например, мне нужен договор аренды. Я выбираю этот вид договора, далее мне предлагают ответить на простые вопросы типа размера арендной платы, срока аренды, Ф.И.О. арендатора и арендодателя и т.д. После чего я получаю готовый договор аренды себе на почту! Можно распечатывать и подписывать. Круто да?

Я всерьез заразился этой идеей и начал искать разработчиков (благо опыт уже был). Я понимал, что ниша сама по себе неуникальная: ведь спрос на договоры всегда был и будет. Новым был лишь способ удовлетворения данного спроса.

В общем, мне были нужны:

  • опытный веб-разработчик
  • администратор сервера (на котором будет крутится мой сервис)
  • хостинг с выделенным сервером (то есть место с определенным температурным режимом и уровнем влажности)
  • ну и сам сервер.

Веб-разработчика и нашел через знакомых. Это был опытный профессионал, работавший в одной местной IT-компании, которая разрабатывала модули для Amazon (!) и в своей узкой сфере входила в десятку лучших в мире! Я был в шоке, что у нас есть такие IT-компании. Ну в общем я договорился с этим крутым чуваком о встрече и в назначенный час мы оба пришли без опозданий. Мы проболтали около 2–3 часов. У него была типичная проблема профессионала, который уперся в «потолок» на своей нынешней работе (как и я когда-то). У него был стабильный неплохой доход, но ему хотелось реализовать себя в чем-то большем (ну и, естественно, зарабатывать намного больше). Я дал ему расклад, сколько в среднем в день заключается договоров в одном только Бишкеке по данным Госрегистра (и это только договоры о недвижимости) и помножил это на 99 сом (такую сумму я планировал брать с пользователей сервиса за договор). Сумма получалась ошеломляющая:)

Перед встречей я ломал голову, где мне найти денег, чтобы оплатить ему за разработку. А тут он неожиданно для меня предложил спросил, не рассматриваю ли я вариант работать с ним в доле. Он сказал, что те деньги, которые я ему могу предложить за такую работу, ему неинтересны, но ему интересны прибыли в перспективе. Конечно я ответил, что рассматриваю!

Он оказался человеком взвешенным и попросил выслать ему техзадание, после чего он подумает и даст окончательный ответ. Мне это понравилось, потому что все те веб-разработчики, в которых я разочаровывался, слишком быстро соглашались, слишком все у них было просто и радужно.

В общем, я вложил душу в техзадание и оно привело его в восторг. Он сказал, что оно составлено очень качественно и что это внушает ему доверие ко мне. Короче, он согласился работать. Мы разделили доли так: мне — 50%, ему — 30%, и по 10% администратору сервера и знакомому, который располагал своим помещением для серверов (с обоими я переговорил до этого). По срокам он сказал, что это займет у него 4 месяца максимум.

Закончилось все тем, что он тоже затянул проект, так и не закончив его к сроку. Я подождал месяц и махнул рукой, начав другой бизнес. Потом, когда прошло 6 месяцев, он закончил (по его словам) проект и предложил встретиться. Я ответил ему, что уже начал другой бизнес с другим бизнес-партнером. В общем, у обоих остался осадок…

Выводы:

1. Я снова погнался за «длинными» деньгами. Но я думал, что начну брать деньги за сервис сразу после запуска и поэтому они не «длинные». Хотя суть от этого не менялась: мне снова затянули сроки и я так ничего и не заработал за 4 месяца.

2. Я снова, не имея опыта в бизнесе, полез в уникальную нишу. Обманывая себя тем, что она неуникальная.

3. Если у тебя нет постоянного дохода, не нужно брать в партнеры наемного работника. Он будет делать все неспеша, потому что ему каждый месяц «капает» зарплата, тогда как ты помираешь с голоду.

4. Лучших профессионалов можно заинтересовать не только и не столько деньгами, сколько доверием и возможностью реализовать себя.

5. Если рвете с бизнес-партнером, нужно открыто поговорить и сказать ему об этом. Чтобы расставить все точки.

Провал четвертый

В сети я наткнулся на такой новый для меня вид заработка, как инфобизнес. Это продажа всяких видеокурсов, онлайн-тренингов через Интернет. Оказывается, есть даже долларовые миллионеры, которые «поднялись» таким образом. Суть в том, что если ты обладаешь экспертностью в какой-то области знаний, ты можешь упаковать это в виде определенного инфопродукта — видеоуроки, онлайн-тренинги, коучинги и т.д. И продавать их в сети через электронные способы платежей.

Я увлекся этой темой и стал учиться у разных тренеров. В общей сложности заплатил за всякие коучинги и видеокурсы около 400 долларов, но так и не смог заработать на этом ничего… Справедливости ради скажу, я делал не все задания и поэтому виню в этом только себя.

А вообще тема классная! Только не для всех… Зато я научился очень многим вещам в Интернет-маркетинге, что в последующем мне очень пригодилось в моем нынешнем бизнесе.

Вывод: если платишь за обучение, делай все, что тебе говорят. И в точности так, как тебе говорят. Либо учись всему сам, если считаешь себя умнее.

Промежуточные «темы»

В промежутках между описанными провалами я пробовал еще параллельно заниматься разными вещами. Например, доставкой часов из Англии — просто нашел английский Интернет-магазин часов, брал тут заказы со 100%-предоплатой и заказывал часы с помощью своей банковской карты Visa. Но заработал сущие копейки (даже писать стыдно). Была куча других мимолетных «тем», но они не принесли ровным счетом НИЧЕГО. Время шло, а денег все не было…

Была середина марта 2014 года. Через полмесяца будет уже 2 года, как я уволился с работы. И за это время я так и не смог создать более или менее устойчивый бизнес, способный прокормить семью. Моя супруга уже устала слушать про мои идеи «на миллион», что вот-вот еще немного и все будет, и т.п. Мне уже самому было неловко — я проел все свои сбережения и уже начал жить за ее счет. Отношения стали напряженными… Я чувствовал, как все вокруг на меня косятся — начиная от ее коллег, заканчивая родственниками. Даже мои собственные родители намекали мне, что пора бы искать работу. Короче, стремное ощущение!

И тут моя супруга ставит мне условие: либо к апрелю (т.е. через 2 недели) я начинаю зарабатывать, либо иду устраиваться на работу. Я был в шоке! Если я не смог за 2 года сделать бизнес, как можно сделать его за 2 НЕДЕЛИ???

Оказывается можно:) Продолжение следует…

--

--