О том, кто я и откуда взялся

Каныбек Чериков
7 min readNov 25, 2016

--

Статья написана 28.02.2015, но в связи с переездом моего блога на Medium выкладываю ее более поздней датой.

Наверняка у многих читателей, впервые зашедших на мой блог, возникает этот вопрос. Итак, по порядку.

Студент

Каким-то образом я без чьей-либо помощи умудрился поступить на юрфак КРСУ на бюджетной основе (короче, халява). Почему именно на юридический? Просто психолог, к которому я пошел сдавать тест на профориентацию, сказал мне, что у меня ярко выраженная склонность к двум специальностям: юрист и журналист. Я почему-то выбрал первую — она мне показалась круче. Учился я не на “отлично”, но и неплохо. На втором курсе, как и все студенты, начал ощущать нехватку денег и стал задумываться, где их получить. Так я устроился на свою первую в жизни работу — риэлтером в агентство недвижимости. Приманили процентами от продаж, которые могли вылиться в очень неплохие суммы. Проработал я там ровно месяц, так ничего и не продав. После этого ходил на множество собеседований, но везде предлагали одно и то же — либо сетевой маркетинг, либо что-то из той же оперы. Тогда я выяснил для себя главный урок в наемной работе — вакансии, где мало требований к кандидатам, обычно «левые» (да простят меня сетевики).

Стажер

На третьем курсе я встал перед выбором: либо идти работать за деньги, но не по специальности (барменом или оператором в Интернет-кафе); либо по специальности, но бесплатно (стажером в какую-нибудь юрконтору). Я понял, что к моменту окончания универа таких как я — с дипломом и без опыта работы — будет как грязи, и поэтому решил заблаговременно набраться опыта. Так я попал в адвокатскую контору, где полгода бесплатно проработал в качестве стажера. До обеда я был на занятиях, а после обеда я ехал в контору. Там я получил бесценный опыт претензионно-исковой работы. Мне повезло с коллективом — они не просто посылали меня за документами, но и учили их составлять. И за это я им безмерно благодарен!

Спустя полгода я понял, что меня не собираются брать на работу (это изначально не входило в их планы). Поэтому я взял от них рекомендательное письмо и ушел. Должен сказать, что за это время моя учеба не только не ухудшилась, а наоборот — я стал лучше понимать многие спецпредметы. Наверное потому, что утром мне объясняли теорию, а после обеда я видел все это в жизни.

После третьего курса летом я взял газету с рекламой юридических фирм и начал их обзванивать, спрашивая, не нужен ли им бесплатный стажер. Примерно в пятой по счету фирме мне сказали, что нужен, и назначили собеседование. Я его успешно прошел (возможно, благодаря рекомендательному письму с предыдущего места). Фирма занималась регистрациями юридических лиц. Так я научился делать и это. Спустя полтора месяца я поинтересовался, не хотят ли они взять меня на оплачиваемую работу на полставки. Мне сказали, что им нужны только на полную ставку. Так я снова взял рекомендательное письмо и ушел учиться (начался сентябрь).

Уже на четвертом курсе мой однокурсник Мурат Мадыков (простой парень из Джалал-Абада, ныне магистр права Гарвардского университета) предложил мне пойти с ним на стажировку в одну крупную юридическую компанию. Я тогда еще не знал, куда попал. Но зайдя в их офис, я понял, что это что-то принципиальное отличающееся от того, что я видел ранее. Позже я понял, где по-настоящему большие деньги в юридическом бизнесе. Это была консалтинговая фирма, занимающаяся юридическим сопровождением иностранных инвесторов в Кыргызстане. Спустя 2 месяца нам с Муратом объявили, что теперь наша стажировка будет оплачиваться и у нас есть все шансы полноценно устроиться туда работать после окончания универа. Мы были в восторге! Как сейчас помню свою первую зарплату в сумме 1200 сом (а что вы хотели, это был 2005 год и мы работали всего 3 часа в день). Мы шли с Муратом по темной улице Калыка-Акиева к Московской, чтобы уехать на маршрутке домой. Было новолуние и я вспомнил, что есть примета показывать деньги луне в этот период. Мы показали и Мурат тут же поторопил меня, сказав, что иначе сейчас кто-то другой будет показывать луне наши деньги.

P.S. Спустя ровно 2 года я получил примерно такую же сумму, но в долларах США…

Работа

Спустя полтора года после того, как меня взяли на стажировку в ту самую крупную юркомпанию, я окончил универ и остался там работать. Параллельно остался еще преподавать в своем универе. Вел особенную часть гражданского права третьему курсу. Ребята в целом были адекватные. Да и само преподавание оказалось очень интересным! Я просто старался объяснять студентам сложные вещи простым языком, с примерами из жизни. Но совковая система дала о себе знать и через год кафедра поставила мне выбор: либо идти в аспирантуру (а это отнимает время), либо уходить. Учитывая, что мне за преподавание платили 700 сом в месяц, а на своей основной работе я получал такую же сумму в долларах, выбор был очевиден.

Так я сосредоточился на основной работе. С самого начала (еще со стажировки) моей основной специализацией было налоговое право. Меня буквально «затачивали» под это: меня отправляли на множество курсов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Кроме этого, мне пришлось выучить английский, иначе меня бы просто не взяли туда. Дело в том, что основными клиентами фирмы были зарубежные компании и поэтому нужно было не только уметь объяснить им наши законы, но еще и придерживаться тех стандартов работы, к которым они привыкли у себя на Западе. Это непросто, поверьте. Хотя со временем ко всему привыкаешь.

Проработав там еще год после окончания университета, я ушел. Почему? Понимаете, когда я начал зарабатывать более или менее приличные деньги, мне захотелось насладиться ими. Так я стал уделять работе меньше внимания. Ну и мне быстро дали понять, что так нельзя:) Но я ничего не мог с собой поделать — молодой, кровь кипит, вокруг столько красивых девушек, которых я уже могу приглашать в более или менее приличные заведения и т.д. Ну не сказать, что я совсем «забил» на работу, просто я работал в обычном ритме с 9 до 6. А там этого недостаточно. Короче в итоге мне прямым текстом сказали, чтоб я искал себе новую работу, и дали мне срок 1 месяц. Сейчас, будучи сам предпринимателем, я понимаю, что на месте работодателя поступил бы также.

И я начал искать другое место работы. Мне нравились налоги и я стал искать, куда мне «перескочить». Надо же еще чтоб не куда попало. Так сказать, не ударить лицом в грязь. И я подал в крупную международную аудиторскую фирму, которая входит в так называемую «большую четверку» (потому что в мире всего 4 аудиторские фирмы такого уровня). Короче говоря, меня туда взяли. В налоговый департамент. Там я успешно проработал 4 года и дорос до старшего консультанта. Кроме того, там я узнал все плюсы и минусы работы в крупных международных компаниях, научился быть в нужное время в нужном месте, чтоб «засветиться» перед партнерами. А также мастерски овладел искусством писать ЖПП (жопоприкрывательские письма) по электронной почте. А если серьезно, я увидел изнутри, как строится по-настоящему Большой Бизнес. По крайней мере, в сфере профессиональных услуг. Ну и, естественно, получил колоссальный опыт работы в налогах, подтянул еще больше английкий, успел поработать в Алмате. Короче много было интересного.

Почему я и оттуда ушел? :)))

Озарение

Когда-то я мечтал в 25 лет работать в крупной международной компании, сидеть в большом стеклянном офисе с окнами до пола и получать «штуку» баксов в месяц. И ровно в 25 лет я работал в такой компании, сидел в офисе с панорамными окнами (кстати, ничего прикольного в них нет: зимой холодно, летом — жарко) и получал чуть больше 1000 долларов “чистыми”.

Но, мля, я НЕ чувствовал себя счастливым!!! У меня было такое чувство, как будто меня на..бали! Извиняюсь за мой французский, но это реально отражает мои эмоции в то время.

В офисе я был весь такой беловоротничковый профессионал, который сидит в конференц-зале и говорит на английском языке умные вещи солидным иностранцам, раздает визитки и т.п. А вечером я выходил из офиса и ехал домой на маршрутке:) Я уже не говорю о собственном жилье, до которого мне было как пешком до Марса! Да, если бы я еще немного потерпел, дорос до партнера (это такая управленческая должность), то у меня бы была и машина, и квартира. Но я не чувствовал в себе ни сил, ни желания проделывать весь этот карьерный путь! Я не готов был платить такую цену. Это был НЕ МОЙ ПУТЬ. Не мои ценности. Я не был плохим работником, иначе просто не дорос бы до должности Senior Tax Consultant, меня бы не отправляли на проекты в Алмату, где совсем другое налоговое законодательство и т.д. Но это было не мое… Я ни в коем случае не ставлю своих бывших коллег ниже себя, нет! Многие из их действительно получали кайф от своей работы. И они Профессионалы своего дела! Просто я не такой. У каждого свой фетиш :)) Или как говорил один умный человек (не помню фамилию):

Каждый выбирает для себя женщину, религию и дорогу.

И тогда я начал гуглить, перечитал много книг (Кийосаки, Бодо Шефера и др.) и, наконец, понял, что хочу заниматься бизнесом! Меня настолько захватила эта мысль, что я все дни напролет читал книги про бизнес и деньги. Я вставал утром на 2 часа раньше, чтобы почитать очередную такую книгу! Короче, я понял, что нашел то, что меня действительно ЗАЖИГАЕТ!

И вот в апреле 2012 года я, глубоко вздохнув, написал заявление: «Прошу меня уволить по собственному желанию». Коллеги крутили пальцем у виска, ходили слухи что меня заставили уйти и т.д. Но мне уже было все равно — я понимал, что эти люди смотрят на мир сквозь совершенно другие очки и бесполезно им что-то объяснять.

Так я шагнул в неизвестность. Продолжение следует…

--

--

Каныбек Чериков

Сооснователь, директор бухгалтерской компании "Чериков и партнеры"