Почему правильная команда лучше печенька в офисе и бесплатных обедов?

Victor Malyshev
7 min readFeb 2, 2020

--

Это третья статья из серии про разработчиков. Точнее про около IT или просто мои мысли по этому поводу. Первую часть можно найти тут, вторую тут. Конечно, с названием в этот раз не получилось)) Но надеюсь это точно описывает основной посыл заметки. Так о чём это я?

На самом деле, всё просто. Весь мой опыт в разработке можно так или иначе описать как работу в разного уровня (во всех смыслах) компаниях. Для нашей сегодняшней темы достаточно просто сказать что я поработал в больших, средних и маленьких компаниях. Не так много, как ты — уважаемый знаток всего в мире, но в целом достаточно чтобы составить мнение. Компании были абсолютно разными: бедными и богатыми (ну вы понимаете), с дорогими корпоративами или просто посиделками с пивом, полные бюррократии и ненужных менеджеров (читай жуков-навозников) или просто сильных программистов которые протирали штаны в любимой компании. Это всё привело меня к осознанию того, с чем я хотел бы иметь дело каждый день и понять где же всё-таки главное, а где просто видимость.

Вот этим и хочу поделиться)) Любые совпадения с реальными людьми на самом деле только в голове читателя!

Начнём пожалуй с того, зачем мы, как разработчики, вообще работаем. Откинем всё мирское вроде денег и положения (или что там у вас). Что остаётся? Надеюсь то, что и у меня — делать продукты, которые будут помогать людям (бизнесу) решать проблемы. Всё остальное не так важно. Я не говорю что вообще не важно, у каждого свои параметры, но если читатель дочитал сюда, надеюсь ему близки мои идеи и мой альтруизм)) Конечно, люди делают вот это всё ещё потому что хотят стать лучше, учиться или учить, развиваться как только возможно. Про это можно почитать в первой статье из этой серии.

Ну так вот, представь, что ты, %username%, попадаешь в IT. Глаза горят, полно идей и вообще желания. Компания в которой ты будешь работать (особенно первая) несомненно окажет на тебя огромное влияние. Хорошее или плохое? Это, если честно, не так важно, как тот факт что ты попадёшь в компанию, зацепишься, попадёшь в тусовку. И тут вдруг ты уже освоился и начинаешь смотреть по сторонам: у кого-то бесплатная стоянка или медицинское обслуживание, кто-то предлагает гибкий график или к примеру последний мак с 4К монитором. Столько вариантов, чёрт ногу сломит. Бывал в такой ситуации? Забавно, потому что мне кажется что большинство айтишников находятся в ней постоянно. Кто-то нет? Либо у вас очень крутая компания либо очень отстойная)))

Я всегда говорю всем что нужно начинать или хотя бы попробовать поработать в большой компании. Особенно повезло тем, кто пришёл в компанию когда она ещё была среднего размера (скажем до 100 человек) и была абсолютно неизвестна. И вам всё нравилось: люди были приветливые, не слишком много правил, хорошие процессы и тд. Но потом всё начало меняться (изменения это единственная константа) и вы почувствовали все изменения на себе. Это невероятный опыт.

Поработать в большой компании и уйти из нее

Почему уйти? Сложно сказать, чтобы подходило всем. Я вспоминаю что для меня было странным видеть что люди вокруг начали придумывать свою реальность которая отличалась от объективного отражения мира. По крайней мере того, в котором жил я. И продавать эту реальность мне! Это всегда так бьёт по отношениям, я не люблю вранья, но больше всего не люблю лицемерия. А это оххх как ценится в больших компаниях. Ну и конечно, неповоротливость)) К примеру захотели сделать какой-то improvement на проекте очень быстро? Конечно, пару месяцев, десятки митингов где вы с пеной у рта будете доказывать что делаете правильно. Так ведь?

А по итогу: инициатива имеет* инициатора)) Ну или как там с цензурой?

Но всё это меркнет со следующей проблемой, а именно с проблемой человеческого характера. Люди, это ли не главное в каждой компании?! Ха-ха! — с издевкой ответит вам опытный С-level офицер практически любой аутсорсинговой компании (а таких в Украине предостаточно). Люди — это всего лишь ресурс, с которого компания получает прибыль. И, хоть не хочется думать про это в таком ключе, это правда. Задача таких компаний в Украине — закрыть дырку, причём быстро.

Из команды ушёл ведущий разработчик, который писал этот софт последние 5 лет? Не беда — мы за месяц найдём вам старого!!! Вот круто же, да?

НЕТ. Не круто. В такое могут поверить только богатенькие клиенты из Долины (привет Сан Матео). Поэтому это продаётся. А на практике? Это приводит к абсолютно разношёрстной команде из людей которые не могут эффективно работать вместе. Компания всеми силами пытается спасти ситуацию и буквально заваливает людей дополнительными плюшками — еда в офисе, бесплатные курсы инглиша, корпоративы на яхте, массажисты (чтоб они все были здоровы), бесплатное мороженое, и тд. Помогает ли? Кому как: кто-то может расслабиться и делать вид что работает (играть в теннис) или каждый день делать говно а кто-то будет сильно переживать если команда завалила релиз или написала плохой софт.

Люди разные, выбор нужно делать каждый день

Так зачем же тогда вообще работать в больших компаниях? Для того что бы понять для себя — нужно ли вам это или нет. Понять что для вас важно и чем вы готовы мириться так сказать on daily basis. Для того чтобы говорить: я был там и понял всё это и больше не хочу возвращаться! Ну вы поняли))

Тогда что остаётся? Компании среднего размера, скажем до 80-100 человек (спасибо DOU). Что с ними? Тут нужно понимать куда вы попали, обычно это знание приходит после 3–6 месяцев работы в компании. Если раньше, скорее всего, это плохие впечателния)) Надо смотреть на людей которые работают в компании давно (если такие есть) и примерно представлять себя на их месте. А ещё задавать правильные вопросы. К примеру:

Почему компания не растёт? Это часть плана или просто плохой менеджмент? Если на текущем месте хорошо, то сколько это ещё продлиться?

Плюсы компании среднего размера для меня в том, что люди уже примерно знают что им нужно, но ещё не стыкаются с такой нехваткой персонала и большими амбициями как у больших компаний. Да, да, амбиций)) Потому что “ломать не строить”. В небольшой компании может быть вполне комфортно (особенно если это в ваших планах), но это может стать проблемой с будущем, если нужно будет уйти с насиженного места.

Хорошо, а что с маленькими компаниями? Везде есть свои минусы и плюсы. Из плюсов, к примеру: всем всего хватает (крутые машины, коммандировки в US для всех и так далее), практически никакой бюррократии, скорее всего гибкий график. Но и минусы есть: люди часто не знают чего хотят (я про продукт), один человек зачастую выполняет несколько обязанностей, задержки с выплатами, переработки, нет или плохие процессы и тд. Всякое бывает, честно, нужно прежде всего думать головой и трезво оченивать ситуацию. Однозначно стоит попробовать при возможности (не только думать, но и поработать в маленькой компании)! Это освежает))

Что до меня? У меня свои показатели к выбору компании, думаю как и у всех. Стоит попробовать поработать в разных местах чтобы прочувствовать и найти своё место. Могу лишь сказать что, в данный момент, меня не так сложно переманить (рекрутёры достали!!!). Не потому что я работаю в классной компании (так и есть) или занимаюсь любимым делом (у нас два ‘да’). Даже к проекту я привык, каким странным или сложным он бы ни был. Ведь всё это приходит.

Намного более важным для меня является команда

Что такое вообще команда? Ну люди, которые ходят на работу примерно с понедельника по пятницу!?)) Обычно со своими странностями, разными интересами и жизнями. Но, хорошую команду всегда объединяет одно — они могут выполнить адекватно поставленную в рамках их работы задачу в минимальное время. И при этом оставаться креативными и предлагать решения, к которыми не пришли команда продукта или stakeholders. Да и просто получать удовольствие от работы. Слыхали? Они сыгранные, как одно целое. Как футболисты на футбольном поле. Каждый вносит вклад в общее дело и все вместе они создают то что называют синергией. (Это когда составные одного целого означают что-то большее когда они вместе чем если все их усилия сложить по отдельности). Это и есть команда! А не то, что обычно пишут на компоративных сайтах чтобы привлечь иностранных инвесторов.

Почему это важно? Пример из жизни?

Легко. Собранная команда может быстрее и качественнее сделать практически всё что угодно. Это факт. Совсем недавно, я пришёл к осознанию что небольшая команда из 4–6 человек может делать то, что обычно делает “солянка” из 12–15 человек. Откуда я это знаю? Потому что это было у нас на проекте какое-то время. Не будем судить о том насколько правильным является такой подход, о вреде переработок и тд. Я лишь говорю, что правильно собранная команда может творить чудеса. И про это писали во всех книгах (да и до сих пор пишут). Мне всегда нравилась фраза из книги Де-Марко по этому поводу:

после того, как команда собрана, добавление дополнительных людей на середине срока сдачи проекта лишь замедляет (и значительно, это уже от меня) движение проекта к цели

А почему? Новых людей надо учить и работать с ними больше чем нужно. Даже при условии что люди идеально вольются в существующую команду)) Теперь то начал понимать почему все крутые ребята в фильмах всегда работали в одиночку! И никакие печеньки в офисе НИКОГДА не заменят вам хорошую, собранную команду, которая уже работала вместе до этого. Это вопрос доверия, а мороженое (или пиво) я всегда смогу купить. Умные люди даже говорят, что так лучше и дешевле)) У меня достаточно много примеров того, как хорошая команда спасала проект и незадачливых менеджеров. И всё это приводило к тому, что те самые менеджеры были воспеты в песнях и сказках. Возможно даже обычным людям что-то перепадало. Но, разве это важно? Главное, чтобы с командой… как говорится: и в горе и в радости))

Ну и, напоследок, вместо пасхалки, это снимок первой команды Microsoft, той самой которая начала работу над первым детищем этой компании, неважно каким. Думаю, эти люди заложили больше смысла и идей в то как мы пользуемся компьютерами и решаем задачи. Потому что они были командой…

--

--