Новый инвестор, умный инвестор. Часть Вторая

Sergey Klinoshkov
3 min readMar 20, 2017

--

Часть Первая

Сменилась парадигма инвестирования в проекты ранних стадий, сменились сами проекты. Не по названиям и людям. По типу, по моделям бизнеса и инвестиционным траекториям. Сменились и инвесторы в такие проекты.

Выживает 1 из 10 проектов, инвесторы теряют деньги. Как сломать систему и сделать наоборот?

Мы поговорили с Людмилой Голубковой об этой смене и о том, какие инструменты важны для инвестора сейчас, чтобы объект инвестиций приносил инвестиционный доход, и на каком успешном опыте основана методика EVA Invest.

Часть Вторая. Какие стартапы и как они продаются

Где здесь мы? Я имею ввиду, где здесь российские стартапы, российские инвесторы?

Мы в самом начале цепочки, важно это понимать. Почему я говорю, что сменилась парадигма — из-за того, что такие лёгкие стартапы в области рекламы, в области электронной торговли, они перестали кого-либо интересовать по причине своей лёгкости. Переключились на технологии следующего, вот этого производственного, витка. Наши стартапы стали более востребованными, потому что в основе наших стартапов часто лежат достаточно глубокие разработки и, повторюсь, вот эта научно-инженерная школа.

И вопрос только в том, что за последние три года появляется не столько какие-то устойчивые способы выведения таких стартапов на рынок, сколько понимание того, что все проекты делятся на две большие категории. Первая — это действительно возможно венчурные истории. Возможно — потому, что каждый раз нужно выявлять, кто и что будет покупать под видом продукта и компании, какие нужны технологии, есть ли конкурирующие технологии.

И российские стартапы, с моей точки зрения, могут быть успешно проданы как венчурные, а это 1000% и более по отношению к входу первого инвестора, только если есть внутри какая-то оригинальная технология, пусть не придуманная авторами проекта. Она может быть взята с кафедры, из лаборатории, может быть где-то даже скопирована с каких-то зарубежных аналогов. Ну, реверс-инжиниринг существует, сами додумались до чего-то. Но важно, что там в основе лежит технология, которую оборачивают сначала в продуктовую оболочку, оболочку продвижения, затем из этого делается компания, которая потенциально может быть продана на рынке капитала. Ну и есть надежда её вывести венчурным образом.

Вот собственно над этим мы с партнёром работали в Starta Capital и, кажется, нащупали каким образом отбирать такие проекты. Разработали методику создания воронки для таких проектов, отбора таких проектов и работы с такими проектами на самой ранней стадии. Но это делается фактически, когда ещё стартап до прототипа.

- Получается, вот та основа, которую вы заложили в новую инвестиционную площадку EVA Invest?

- Не совсем. Потому что я говорила о том, что венчурные проекты, которые с нашей территории развиваются, они проходят исключительно долгий и мучительный путь, потому что на уровне инфраструктуры не создано вот этих вот пищевых цепочек. Когда, как говорили голландцы ещё во время тюльпановой революции (там были популярны ещё картины такие), «большие рыбы едят маленьких». Учитывая, что мы на спекулятивном рынке, нам нужно найти следующих рыб, которые съедят нас. А мы себе соответственно, и венчурным партнёрам, сможем вернуть деньги и создать то самый инвестиционный доход в 1000%.

В России очень много компаний другого типа. И они тоже должны находить своих инвесторов и тоже должны финансироваться из разных источников, включая частные деньги, деньги институтов развития, грантовые деньги. Важно только, чтобы с самого начала и сами основатели и первые инвесторы понимали, по какой траектории движется компания.

Очень много инженерных разработок, которые просто не могут по причинам, о которых я говорила выше, стать ликвидными на рынке венчурного капитала.

Это не связано с тем, что эти компании или разработки плохие, что они не нужные, устаревшие. Это другие животные. Они живут в другой клетке в нашем финансовом зоопарке.

Они рассчитывают на то, чтобы стать лидерами, например, в какой-то маркетинговой нише здесь, в России. Либо по своим технологическим характеристикам, лучшим, чем у конкурентов, обеспечить то самое импортозамещение, о котором много сейчас говорится. И сделать не просто свои первые шаги, а развить бизнес на основе технологии, стать малыми технологическими бизнесами, устойчивыми здесь, в России. И вот для них нужны инвесторы, которые бы очень хорошо понимали такую траекторию развития.

Часть Третья

--

--