Дзадзэн в традиции сото-сю

Zhassulan Abishev
16 min readAug 12, 2015

Мой опыт. Часть 2

Хокио-дзи

Краткая история

Монастырь, который я выбрал для обучения, находится в горах на высоте 500 метров, недалеко от городка Эчизен-Оно в префектуре Фукуи. Хокио-дзи — один из старейших храмов в традиции сото был основан дзэн мастером Дзакуеном 754 года назад. Согласно истории основатель дзэн-буддизма традиции сото Догэн отправился на обучение в Китай и познакомился там с Дзакуеном в чаньском монастыре школы Цаодун (В фильме “Дзен” 2009 года рассказывается история Догэна, где упоминается знакомство с Дзакуеном).

Чань школы в Китае. (подробнее смотрите структуру тут)

Окончив обучение Догэн возвращается в Японию. Когда их общий учитель чань умирает, Дзакуен отправляется в Японию, чтобы вместе с Догэном распространять там технику дзадзэн. Позднее Догэн основывает Эйхэйдзи — главный храм школы сото-сю. После его смерти Дзенкуен уединяется в горах, где медитирует 20 лет. Через некоторое время с помощью своих учеников и местных меценатов в этих горах он строит Хокио-дзи. За всё время существования монастыря было 54 учителя. Действующий мастер Шинкай Танака является 55-ым дзэн-учителем в храме Хокио-дзи. Сегодня храм является популярным объектом “духовного туризма” среди японцев.

За храмом находится очень старое кладбище монахов и дзэн-мастеров, на котором есть могила самого первого учителя Дзенкуена, умершего 754 года назад (1261 г).

16 июня. Чтобы получить разрешение на прохождение обучения в монастыре, мне пришлось отправить кучу факсов, электронных писем и осуществить десяток звонков. На письма и факсы не отвечали, трубку телефона никто не поднимал. Наконец я дозвонился и мне удалось поговорить с главным монахом монастыря, который дал согласие. Переполненный радостью я отправился в путь. 16 июня рано утром я прибыл в г. Фукуи. На вокзале я взял билет до Эчизен-Оно и к 4-ём часам дня я прибыл в монастырь.

Фукуи является национальной сокровищницей останков динозавров
Гуйшо Сато

По приезду в храм я обнаружил, что англоязычного дзэн-мастера тут нет, но есть главный монах Гуйшо, который неплохо говорит по английски. Гуйшо мне показал монастырь, рассказал о режиме дня и, поселив в комнату, попросил меня сразу приступить к практике.

16:00. Монахи начали церемонию чтения сутр в главном зале. Гуйшо вручил мне “Тексты школы сото для ежедневной практики”, где японские сутры я смог читать на латинской транслитерации. Вначале от непривычки я не успевал за монахами, но позже поймал ритм и читал вместе со всеми. Мы читали сутры Daihishu (Great Compassion Dharani), Kanroman (Ambrosia Gate), Sanki Raimon (3 Refugees Prayer).

16:30. После чтения сутр Гуйшо провёл физическую разминку, больше напоминающую хатха йогу с базовыми асанами растяжки суставов. Помимо меня на разминке были два монаха и 8 японцев из IT компании, которые также проходят краткий курс дзэн-буддийской практики.

Иногда руководство японских компаний специально отправляют своих новых сотрудников пройти курс дзадзэн, так как преимущества медитации очевидны. Это способствует сбалансированному психо-эмоциональному состоянию работника, и повышает его продуктивность. Хорошая тренировка ума, почитание буддизма и традиций — одни из основных причин прохождения курса японцами.

Японские айтишники проходившие курс дзадзен вместе со мной

В 5 вечера был ужин. Еда простая, вегетарианская. Каждый раз трапеза сопровождается определённым ритуалом. Перед едой и в конце трапезы читается молитва — выражение благодарности за еду и осуществляется поклон с соединёнными вместе руками (гассё). Помимо этого, после завершения, 3 миски, из которых употреблялась пища, необходимо почистить кусочком маринованного огурца, ополоснуть кипячённой водой и выпить эту жидкость. Важно при этом съедать всю пищу, которую накладываешь себе сам. После того, как все встали из-за стола, нас позвали на кухню для мытья посуды. Я мыл посуду под холодной водой без использования моющего средства. Другие студенты вытирали её и складывали по полкам. Кстати, вода тут из скважины, а горы эти славятся источниками чистейшей воды на всю Японию.

В 19:30 была первая сессия дзадзэн. Перед началом Гуйшо проводил меня в дзендо (главный зал для медитации) и провёл инструктаж. Он мне показал наглядно: как заходить в зал, последовательность ритуалов поклонений, как правильно садиться на зафу и как медитировать.

Дзендо
Умпан — бронзовая “облачная тарелка”. Звон в умпан означает, что двери в столовую открыты.

Гонг, оповещающий начало дзадзэн (шиджёшо), прозвенел, и я начал погружаться в себя. Обстановка в дзендо очень располагает: полумрак, тишина и покой. В этой технике основное правило, которого следует придерживаться — это не ожидать от дзадзэн ничего: ни просветления, ни достижения какого-либо состояния. Если соблюдать все предписания, то всё вышеперечисленное придёт само собой. Также очень важно исследовать себя, как в випассане и наблюдать объективно не реагируя — позволять этому моменту просто быть. В случае сильной нестерпимой боли в теле можно вставать и выполнять кинхин (медитация при ходьбе) не более 10 минут.

В начале сессии концентрация давалась не легко из-за непривычной техники с полуоткрытыми глазами, направленными в стену под углом 45 градусов. Ум отвлекался боковым зрением и фокус рассеивался. Чуть позднее концентрация стала продолжительнее, ум перестал отвлекаться боковым зрением и стенка передо мной начала как-будто растворяться.

Через 50 минут после начала сессии прозвенел гонг, оповещающий начало кинхин. После 10-ти минут ходьбы по залу мы вернулись по местам и продолжили дзадзэн. Согласно технике мастера Танаки, необходимо фокусировать внимание на левой ладони, которая находится в позиции хоккайдзейн (космическая мудра) на уровне тандена (энергетическая точка ниже пупка).

В конце сессии прозвучали удары: сначала в большой барабан, потом в деревянную доску с интервалами от длительных к коротким. И так 3 раза. Завершали всю эту композицию 3 длительных гонга уже в другой инструмент. Мы встали, провели ритуал поклонения и разбрелись по комнатам спать.

Режим дня:

5:00–5:25 подъем

5:30–5:50 утренняя церемония чтения сутр

6:00–7:30 дзадзэн

7:30–8:00 уборка храма

8:00–8:30 завтрак

8:30–9:00 уборка храма

9:00–9:30 чайная церемония

9:30–10:00 работа в саду

10:20–11:00 дзадзэн

11:00–11:20 церемония чтения сутр

11:30–12:00 обед

12:00–12:30 помощь на кухне

12:30–13:30 перерыв

13:30–14:00 работа на улице

14:00–14:30 чайная церемония

14:30–15:00 перерыв

15:00–16:00 дзадзэн

16:00–16:20 церемония чтения сутр

16:30–17:00 физическая разминка

17:00–17:30 ужин

19:30–20:50 дзадзэн

17 июня. Первая ночь прошла хорошо, я выспался и готов был полностью отдаться дзэн-практике. Природа в горах, вдали от суеты и людей, чистый воздух, тишина и покой способствует медитации. На всей территории Японии сейчас сезон дождей. Всю ночь шёл дождь.

Во время утренней медитации концентрировать внимание на левой ладони удавалось половину сессии. Предыдущий опыт випассаны очень помогает, вхожу в состояние неподвижности и невозмутимости ума и тела довольно быстро, что позволяет не реагировать на периодически возникающую боль в ногах. Когда глаза полуоткрыты, моргание происходит само собой. В такие моменты вначале немного отвлекаешься, но со временем привыкаешь и не обращаешь внимания. Несколько раз я, забываясь автоматически, закрывал глаза, но тут же осозновал и направлял взгляд на безмолвную стенку. Наработанная техника випассаны хорошо ложится в качестве базовых правил: наблюдение за дыханием, концентрация на точке в теле, не использование визуализации.

После медитации была церемония чтения сутр — сначала в дзендо, потом в другом зале при входе в храм. Гуйшо в этот раз меня не предупредил какие сутры будут читаться, поэтому я не принимал активного участия в церемонии. Как бы я ни старался их найти в текстах — бесполезно. Единственная сутра, которую я прочёл со всеми, была “58 имён будд”. Чтение сопровождалось ритмичным битьём деревянной палкой в металлический сосуд, который очень похож на чашу.

Во время церемонии чтения сутр

Вообще церемониям уделяют много времени. Ритуальность и обряды поклонения играют важную и значимую роль в ежедневной практике монахов и практикующих тут дзэн-буддистов. Повседневные действия монахов, такие как работа, уборка, одевание робы, умывание и т.п. также сопровождаются чтением определенных мантр и медитацией. Иными словами, это ничто иное, как постоянное осознование своих действий. Ведь дзэн — это осознанное чистое бытие в настоящем моменте.

До завтрака минут 20 мы занимались уборкой дзендо, главного зала и подсобных помещений. Мне удалось познакомиться ближе с другими студентами и узнать их причину пребывания тут. Оказывается, многие из них проходят курс не по своей воле, а по воле начальства компании, где они работают.

8:00. Завтрак — это целая церемония и состоит из нескольких этапов: чтение мантр, подготовка посуды, наполнение чаш едой, процесс употребления пищы, мытьё посуды и завершающая часть с чтением мантр. Всё это делается не выходя из-за стола.

Утро продолжилось мытьём посуды на кухне и перерывом. Вторая сессия дзадзэн прошла затруднительно. Очень сильно болели ноги и спина (вспомнил первые дни на курсе випассаны) из-за жёстких требований касательно позы. Правильная поза тела в этой технике очень важна, поэтому я по максимуму стараюсь соблюдать все предписания. Отличия позы в дзадзэн заключаются в следующем: спина должна быть прямая на все 100%, по возможности сидеть хотя бы в позе полу-лотоса, глаза приоткрыты во время всей сессии. Я немного сутулюсь, поэтому сложно отсидеть с прямой спиной 2 часа, приходится постоянно прилагать усилия и задействовать мышцы спины. К тому же во время этой сессии я чаще отвлекался на рядом сидящих студентов, которые постоянно двигались, меняли позы и создавали шум.

11:30. Обед снова сопровождался ритуалами и чтением мантр. Если кто-нибудь заканчивает церемонию раньше, то ждёт всех остальных. Из-за непривычки и волнения у некоторых студентов-японцев завершающий ритуал оборачивания посуды в ткань и завязывания узла не получался. В такие моменты монахи всегда готовы прийти на помощь и объяснить, как правильно это делается, тогда как остальные терпеливо ждут. Коллективное взаимоуважение, забота о других, эмпатия и сострадание — важная часть дзэн-буддийской практики.

Во время обеда

Церемонии чтения сутр фактически проходят без моего активного участия. Гуйшо постоянно занят другими делами и не всегда рядом, чтобы сообщить мне какие сутры будут читаться. Самостоятельные попытки найти их в книге безуспешны. В связи с языковым барьером, многое происходящее вокруг для меня непонятно, иногда чувствую себя заблудившимся в лесу ребёнком. Поэтому появились мысли уехать пораньше и найти монастырь с англоязычным дзэн-мастером. Главный монах Гуйшо посодействовал и порекомендовал одного такого мастера в монастыре Миётокодзи в городке Обама недалеко от Фукуи.

Погода на улице постоянно меняется: то дождь, то солнце. Природа, конечно, тут красивая и завораживает: зелёный лес, горная речка, много поющих птиц и ярких бабочек. Как я уже упоминал, в этих краях находятся природные источники с самой чистой водой в Японии, которая течёт прямо с крана на кухне!

После обеденного перерыва мы работали на заднем дворе, где пололи сорняки в саду. Любая активность, будь то работа под открытым воздухом или мытье посуды на кухне, должна сопровождаться осознанием этого действия с концентрацией внимания на процессе без отвлечения на какие-либо мысли, дела или планы. Это и есть пребывание в моменте здесь и сейчас, что и является основной практикой в дзэн-буддизме.

15:20. Во время 3-ей сессии медитации главный монах подошёл ко мне сзади и сильно выпрямил спину так, что мне стало сложно сидеть в такой позе. Появилась сильная нагрузка на колени и суставы, никак не мог распределить вес равномерно. Боль начала усиливаться, концентрация давалась нелегко. Через полчаса Гуйшо ударил в гонг, призывающий к медитации при ходьбе, во время которой я смог сфокусироваться на дыхании очень глубоко и продолжительно. Впервые во время кинхин мне удалось достичь состояния невозмутимости и отчётливого ощущения тонких вибраций на лице.

16:30. Физические упражнения очень уместны, так как после дзадзэн суставы в ногах и спине просто требуют разминки. Монах Гуйшо оказывается очень гибкий, что не скажешь о “деревянных” студентах японцах :)

На ужине я впервые наелся. Обычно порции я себе накладывал небольшие, боясь не съесть всё. На перерыве мне удалось поспать минут 40. Отдохнувший и свежий я был готов к вечерней сессии дзадзэн.

55-ый дзэн-мастер храма Хокио-дзи Шинкай Танака

Вечером во время медитации впервые нас навестил мастер Танака, сразу чувствовался его дух присутствия. Он очень строго начал о чём-то говорить и по интонации можно было понять, что речь шла о важности практики дзадзэн. Мой ум интерпретировал это так: “Вы сюда не развлекаться приехали — работайте усердно, трудолюбиво и не нойте от боли”. К моему удивлению сессия прошла продуктивно:

  • во время первой половины (до прихода мастера Танаки) я погрузился в состояние неподвижности и невозмутимости ума и не реагировал на боль
  • во время кинхин я продолжительно концентрировался на дыхании, разминая суставы
  • во время третьей части появился мастер и, подходя к каждому, бил палкой по плечу (ритуал с киосаку) для того, чтобы практикующий не засыпал и продолжал усердно работать

Признаюсь, ритуал с киосаку мотивировал меня до конца сессии и во мне не пошевелился ни один мускул. Правда после медитации, подходя к своей комнате, я почувствовал сильную боль в левом коленном суставе. Уставший, но довольный процессом, я лёг спать с мыслями о семье и ещё не родившейся малышке :)

18 июня. Во время утреннего дзадзэн уже было меньше боли в коленях, спину держал более прямо (нашёл правильную позу). Всю сессию присутсвовал мастер Танака и дубасил всех палкой киосаку :)

Я пришёл к осознанию того, что если пытаться чрезмерно контролировать естественные умственные и физические процессы во время медитации, либо как-то влиять на них (по крайней мере на этом уровне), то это не приносит результатов и расходуется больше энергии на ненужные усилия. Например контролировать длительность дыхания. Хотя некоторые дзэн-мастера достигают глубоких состояний медитаций путём намеренного и осознанного замедления дыхания, что вызывает умеренную гипоксию. Из личного опыта могу сказать, что напряжение тела во время концентрации приводит к утомлённости ума и усталости тела. Стоит осознать тот факт, что сопротивляясь естественным процессам, медитирующему сложнее погружаться на тонкие уровни сознания. Если не плыть против течения и дать возможность натуральным процессам течь согласно своей логике, то единение с природой, обретение гармонии и постижение своей истинной природы достигается должным образом. Видение реальности так, как она есть и соединение с Источником происходит естественно.

На церемонии чтения сутр впервые присутствовали другие монахи и мастер Танака. Мне удалось получить разрешение сделать небольшие подсъемки.

Церемония чтения сутр

Группа японцев из IT компании в обед заканчивала свой курс. За время их пребывания я немного пообщался с ними. Интересно, но из всей группы только один из них решался говорить по английски, хотя во время общения с ним, почти все понимали о чём шла речь. Из-за высоких требований к себе японцы, зная английский язык, нарочно не говорят на нём из-за страха совершать ошибки. Тем не менее, я чувствовал связь непосредственно с каждым из них, общаясь на не вербальном уровне. Мастер Танака с монахами проводили группу, вручив им памятные сувениры и книгу про историю храма.

Группа японцев покидают храм закончив быстрый дзадзэн курс

Повар Йоко стал монахом всего 3 года назад. Будучи молодым 29-ти летним бизнесменом, он решил продать свой интернет-бизнес и уйти в монастырь. Возможно, на это решение повлиял его брат, который является дзэн-мастером в одном из монастырей традиции сото. В первый год Йоко получил монашеское образование, после чего отправился в путешествие по монастырям страны в качестве монаха-повара. Не строя планы на будущее он просто пребывает в гармонии с собой и наслаждается осознанным бытием. Во время разговора Йоко поделился интересным фактом: многие монахи систематически употребляют алкоголь. Сам повар любит виски, но Гуйшо - сан к примеру вообще не пьёт спиртное.

Весёлый монах Йоко
По словам Йоко, зимой тут бывают обильные снегопады: снега может навалить 2–3, а то и 5 метров в высоту! В такие дни монахи выбираются на улицу через крышу! Храм имеет 2 этажа в высоту.

После отъезда группы японцев интенсивный график дня превратился в свободный день. Послеобеденные сессии дзадзэн и церемонии были отменены :( По словам Гуйшо-сана, это бывает каждые 5 дней, что-то вроде разгрузочного дня. Вначале, меня это мало устраивало, появилось чувство несправедливости по отношению ко мне. Но чуть позже, оставшись наедине с собой, я принял всё как есть и осознал, что эти мысли и эмоции шли от моего эгоистического ума. После ужина, предоставленный полностью самому себе, я решил подняться в горы, но из-за непроходимости леса вскоре я повернул назад. По возвращению, Йоко сообщил мне, что можно принять душ, что я с удовольствием и сделал, так как не мылся уже три дня. В монастыре монахи принимают душ в определённые дни, 2 раза в неделю. Чуть позже вечером у меня была интересная беседа с главным монахом храма Хокио-дзи (“Гуйшо Сато. Взгляд на дзэн изнутри”).

19 июня. В 5 утра тройной удар деревянных палок друг о друга оповещал подъем и призыв к дзадзэн. Обычно в это время монахи читали сутры, но по каким-то неизвестным мне причинам, ежедневный график претерпел изменения.

В дзендо сидел один Гуйшо-сан. Сессия продлилась минут 40 и где-то на половине я услышал, как главный монах тихо покинул зал. Оставшись наедине с собой и 700-летними стенами дзендо, не отвлекаясь ни на что, я нырнул на глубокий уровень сознания и ощущал тонкие вибрации по всему телу, особенно в области рук и ног. Объект концентрации периодически менял с области под носом на точку в центре левой ладони. В традиции храма Хокио-дзи внимание фокусируется именно на этой точке. По словам Гуйшо, у каждого мастера свой объект концентрации. Так, например, в предыдущем монастыре, где обучался монах, объектом концентрации был “третий глаз”. У меня же удерживать внимание лучше всего удаётся на точке под носом над верхней губой.

В 6 утра началась церемония чтения сутр и мантр. Накануне главный монах показал мне страницы в “Текстах” и я 2 часа подряд вместе с монахами читал сутры, восхвалял будд и совершал преклонения. Честно признаюсь — это очень утомительно, лучше бы я просидел это время в дзендо:)

Иностранцы в Хокио-дзи

За всё время существования храма тут прошли обучение всего 4 иностранца включая меня. До недавних пор храм принимал иностранцев и обучал технике дзадзэн, но сейчас этого не делают по определённым причинам. Гуйшо говорит, что из-за разных типов мышления и разных культур, часто возникают трудности в отношениях иностранцев с монахами. Как-то тут проходил обучение американец и пробыл 3 месяца. У него часто возникали недопонимания и трудности во взаимоотношении с монахами. После его ухода, остался осадок. Это повлияло на решение не принимать больше иностранцев в Хокио-дзи. С одной стороны мне повезло, моя настойчивость позволила мне дозвониться и получить разрешение. Я прошёл краткий курс, соприкоснулся с аутентичностью храма, историей и реальным взглядом изнутри. А с другой стороны, мой прогресс в практике дзадзэн двигается очень медленными шагами из-за языкового барьера и не серьёзным отношением к иностранным студентам со стороны монахов и дзэн-мастера. Поэтому я решил покинуть Хокио-дзи и отправиться в префектуру Киото, где планирую пройти еще один курс дзадзэн, но уже в традиции ринзай.

Заключение

Я покидал храм с хорошим настроением, с очищенным телом и духом. Конечно, сложно говорить о каких-то результатах полного освоения техники за столь короткое время, но на своём опыте я познал, как работает техника дзадзэн. Находясь там, я прочувствовал на практике монашеский образ жизни; осознанное бытие; красоту во всём, не только видимую, но и скрытую. Меня не покидает постоянный момент осознанности и немного чувство отречённости от обычного мира и общества. Возвращаясь к интеллекту, у меня возникает больше вопросов, чем ответов касательно практики дзадзэн. В надежде найти ответы, я отправляюсь на поиски дзэн-буддйского храма в традиции ринзай.

Чтобы пройти курс в храме Хокио-дзи мне понадобилось:

Время

В пути:

  • одна ночь в автобусе (из Токио в Фукуи)
  • 1 час езды на поезде (из Фукуи в Эчизен-оно)
  • 30 минут на такси ( с Эчизен-Оно в Хокио-дзи)
  • итого туда-обратно: 2 ночи и 1 день (Токио-Хокио-дзи-Токио)

В храме:

  • 3 дня (минимум, а лучше месяц)

Средства:

  • на транспорт: 18000 йен (около 150$)
  • в храме: 9000 йен(74$) за 3 дня интенсивной дзэн-практики (включая проживание и питание)

Качества в себе:

  • настойчивость: 5 отправленных эл.писем, 3 факса, 10 звонков
  • желание, намерение, терпение и усердие. Без этого сложно переключиться с обычного образа жизни на монашеский и практиковать дзадзэн.
  • знание английского, а лучше японского.

Официальный сайт храма Хокио-дзи

Читайте далее “Дзадзэн в традиции ринзай

--

--

Zhassulan Abishev

Человек. Философ. Майндфулнес супервайзер и старший, сертифицированный преподаватель MBSR, тренер тренеров, автор интервенции MBTSR в Mindful Academy Solterreno