Эмигранту на заметку

Valentina Zeldina
4 min readAug 20, 2018

--

Слушайте, мне тут разного ответили (кто-то даже очень подробно, например, Дима: у него прямо получился отдельный пост, вот тут), а яснее не стало. Так что я подведу итоги, а там уже вы сами дальше думайте, что с ними делать.

Давайте сначала про опросы, а потом я расскажу, что мне интересного и полезного рассказали про переезд. Опросы говорят нам о том, что мы оптимисты (и это нормально, так и должно было быть, но корректировать ожидания стоит):

Этот из телеграма
А этот из вконтакте

Получается так:

  • среди тех, кто живет за границей, примерно поровну тех, кому удалось создать новый круг общения на месте, и тех, кто летает общаться со своими домой;
  • среди теоретиков (это я) оптимистов в полтора раза больше (оптимист — это тоже я). С одной стороны, я обнаружила себя в самой большой подгруппе по итогам опроса, и от этого ощущение, как будто я угадала правильный ответ. С другой стороны, кажется, оптимизм мне можно и поумерить, если так подумать. Вот в Москве у меня ушел почти год, чтобы чувство одиночества стало потихоньку отпускать, а тут, на минуточку, язык родной и не то чтобы я приехала, никого не зная вообще, я прям очень удачно приехала.
Теоретик в вопросах эмиграции выглядит так

Кстати, про сами опросы. Во-первых, в телеграме я облажалась и длинные варианты ответов не были видны на телефоне, поэтому голосовать было не удобно, и мб это повлияло на количество ответивших. Я это учту и больше так не буду, буду лажать как-нибудь иначе.

А во-вторых, я не понимаю, как к ним относиться. Это суммарно чуть больше 80 ответов, и не то чтобы это можно считать большой выборкой. Хотя мне эти опросы обновили интуицию: 50/50 среди тех, кто переехал, отличается от моего ожидаемого перевеса в сторону «удалось», а обновлять интуицию — это важно, я считаю. Все-таки реальность как бы намекает, что она чуть сложнее, чем мои розовые фантазии. Так что в целом эти опросы — важная информация сомнительной достоверности. Наверное, надо что-то про дизайн экспериментов почитать. Или про проверку продуктовых гипотез, кстати. Если у вас есть, чо — посоветуйте, пожалуйста.

Про продуктовые гипотезы я не случайно. Когда-то у меня была идея сделать продукт, который помогает в адаптации при переезде, и сейчас я вообще-то хочу пожить в других странах, и мне такой продукт был бы нужен. До предыдущего поста и разговоров после него мне казалось, что в основе решения этой задачи — что-то про общение с другими людьми. А сейчас кажется, что, скорее всего, нет, и первые проблемы — совсем не про то, что поговорить не с кем, а про то, как найти работу и жилье, когда у тебя в стране ни рекомендаций для первой, ни кредитной истории для второго. Такой получился запоздалый customer development.

Ладно, а теперь добрые советы и частные мнения. Поиски круга общения даются легче, если вы:

— едете учиться (это еще и снимает вопрос с жильем часто);

— переезжаете с партнером (это скорее про то, что можно и не искать нового общения какое-то время);

— ходите на митапы профессиональных сообществ/на разные открытые встречи, их вообще можно заранее поискать;

— переезжаете по работе (работодатель вас перевозит);

— учите на месте язык и знакомитесь с теми, кто тоже переехал, на языковых курсах.

Что тут нового? Может, и ничего, кроме того, что о некоторых вещах можно подумать до переезда, найти тусовочки по теме в фейсбуке заранее и все такое. Но даже это все не страхует от того, что вам таки поговорить будет не с кем: можно переехать по работе и попасть в круг людей, которые старше на 10–15 лет, и их досуг — семейные выходные, а ваш — не они. Но идем дальше:

— говорят, общение на неродном языке больше утомляет, чем на родном. В это легко верится, но не думала об этом никогда;

— если переезжаешь в город, где много эмигрантов, это может упростить задачу — свежеприехавшие сходятся хотя бы в том, что у них общие задачи и сложности на первое время. В этом смысле небольшой городок на Французском побережье может оказаться тяжелее для адаптации, чем, например, Амстердам или Нью-Йорк. Моя романтичная душа желает видеть Ла-Манш из окна, но съезжу туда лучше туристом;

— близость дома (возможность часто ездить) и русскоязычное сообщество затрудняет ассимиляцию. Потому что зачем париться, если можно не париться;

— поиск тех самых «своих», про которых был предыдущий пост — скорее задача, которая решается случайно при прикладывании усилий к задаче поиска новых знакомых. Это не значит, что её не надо решать, это значит, что её не надо решать в лоб.

Кажется, все. Очень спасибо всем, кто ответил в опросе и кто написал комментариев к посту и в личку, благодаря вам я как-то трезвее посмотрела на эмиграцию. По-прежнему думаю, что почему бы не поехать пожить куда-нибудь на несколько лет. Но пока переезжаю только в пределах Москвы. Если вам хочется еще что-то сказать мне на эту тему или там у вас есть какая-нибудь великолепная идея про переезд— пишите мне в телеграме @quasi_kva. А я дальше буду себе что-нибудь думать.

В канале в канале http://t-do.ru/recreation теплится какая-то жизнь, приходите туда, если еще не.

Предыдущий пост там, а следующий тут.

--

--