Американская школа: началка

В прошлом году мы опубликовали ряд материалов о том, как и чему обучают детей в Швеции, Словении и Хорватии, и какие школы, традиции и возможности для развития детей существуют в этих странах. В этом году мы продолжаем рассказывать о зарубежном образовании и предлагаем серию заметок о системе американских школ. Наша соотечественница Юлия Глейм, мама двоих детей, согласилась вести у нас свой блог и делиться впечатлениями о школах округа Фэрфакс штата Вирджиния, где учатся ее сын и дочь.

Юлия Глейм, преподаватель русского языка, координатор конкурсов и тестов по русскому языку, Академический центр русского языка и культуры «Метафора», г. Вашингтон.

В среднем, американское школьное образование устроено так:
• elementary school — это PK-5 классы (то есть, 4–10 лет;
• pre-kindergarten — необязательный год),
• middle school — 6–8-е классы (11–13 лет),
• high school — 9–12-е классы (14–18 лет).

Так как же устроена начальная школа?

Перемен нет. Вообще, совсем. Есть один большой перерыв на прогулку и ланч, а вот между предметами перерывов нет. Просто один предмет плавно перетекает в другой.

Звонков тоже нет. Единственный звонок, который можно услышать, — это пожарная сигнализация. Первый месяц учебная тревога бывает каждую неделю, дальше — раз в месяц.

Ведет основные предметы один учитель, как и у нас. Но не всю началку, как нам привычно, а только определенный возраст. То есть каждый год учитель меняется.

Класса как такового тоже нет, детей каждый год перемешивают. То есть каждый год новый учитель и новый коллектив.

Родительских собраний, в нашем понимании, не проводят. Перед началом учебного года есть open house — День открытых дверей. Ты приходишь в школу вместе с ребенком, вы знакомитесь с учителем и классом, задаете животрепещущие вопросы, заполняете несколько организационных бумажек. Заодно каждый родитель записывается куда-нибудь волонтером: дополнительно заниматься с детьми, или ездить с ними на экскурсии, или помогать в библиотеке и т.д.

Дальше, в сентябре, всегда бывает back to school night, но эта встреча только для родителей. На встрече показывают видеообращение директора, рассказывают, как будут работать в этом году и что изучать. Никакого разбора полетов, «кто виноват и что с этим делать» тоже не бывает, все мероприятие занимает полчаса. Дальше в кафетерии можно встретиться с «предметниками», если интересно, узнать про гёрлскаутов и разные дополнительные занятия на этот год.
С собраниями все.

PTA (Parent-Teacher Association — приблизительный аналог нашего родительского комитета, но у них он общешкольный). Вместе с директором школы Ассоциация раз в неделю рассылает всем родителям на почту краткую информацию о ближайших событиях в школе или о чем-то другом, важном.

Также существуют parent-teacher conferences, индивидуальные встречи с учителем, на которые ты можешь записаться заранее, можешь попросить о телефонном звонке или пообщаться по электронной почте, если возникнет такая необходимость. Но первый контакт должен наладить учитель. Например, обзвонить всех или связаться по-другому, максимум до ноября.

Учитель сразу делится своим телефоном и электронной почтой. В течение 24 часов после обращения родителя учитель должен отреагировать.

Если ребенок не появился с утра в школе, родителям в течение получаса поступает об этом автоматический звонок («ваш ребенок внесен на сегодня в список отсутствующих и т.д.»).

Отметок в начальной школе нет. Дневников тоже. Но есть четверти, и есть общая оценка (от 1 до 4) по предмету в конце каждой четверти, которую учитель сообщает непосредственно родителям. Очень подробно расписано для родителей, что означает каждая оценка и почему не надо делать поспешных выводов. Условно: 1 — совсем не понял, что происходит; 2 — встал на путь понимания; 3 — в целом понимает, но нужна помощь при воспроизведении материала; 4 — в целом усвоено и может быть воспроизведено без существенных ошибок.

Домашнее задание бывает с понедельника по четверг, пятницу и выходные оставляют свободными, но чтение поощряется. «Домашка» рассчитана на 50 минут максимум (плюс 30 минут чтения, но это не контролируется). В среднем, на домашнее задание каждый год добавляют по 10 минут. Считается, что такая нагрузка оптимальна для развития и не вызывает переутомления.

Так как перемен нет, а вы уже наверняка напряглись, что дети совсем не двигаются и сидят, бедные, за партами весь день, сообщаю: парт нет, есть столы невообразимых форм, где дети работают группами и лицом друг к другу, стулья вращаются. В общем, все не как у людей, Министерство образования и науки РФ было бы в гневе. В течение учебного дня и отдельного урока дети несколько раз перемещаются по классу, меняются группами, могут сидеть на ковре, работать на полу или в бинбэге (кресле-мешке), если задание позволяет. Считается, что ребенок такого возраста просто физически не в состоянии высидеть за партой столько времени и при этом продуктивно усваивать материал.

Не нужно вставать, когда отвечаешь на вопрос или когда кто-то из других учителей входит в класс. Мой ребенок по инерции до сих пор встает.

Доски нет. На стенах висят плакаты, они постоянно меняются или дополняются детьми, учителем или совместно. Более того, фломастерами можно писать прямо на стенах, а специальными маркерами — и на окнах (мой разрыв шаблона произошел где-то здесь).

Фото предоставлено автором

Есть специальное отдельное место для тех, кому надо посидеть, отдохнуть и взять себя в руки.

Тетрадей по предметам нет. Есть одна, в которую они что-то записывают на уроке, но домой не носят. Домой выдают задание на отдельном листочке, который вкладывают в тонкую папку. Пишут везде простым карандашом, чтобы не было трудностей с исправлениями: стер и написал заново. Никаких: «пишем “Домашняя работа” строго через две строки после классной работы», «от полей нужно отступить ровно четыре клеточки, а не три и не пять»... Имя свое сверху нарисовал — и вперед.
Мы однажды пропустили день, и я спросила учителя, что бы такое на выходных поделать, чтобы не отстать. Дочь писала на том же листочке, где нарисовала куклу. Так и сдала, получив похвалу за отличный рисунок.

Учебников тоже нет. Есть пособия в классе. Домой ничего носить не надо. Я до сих пор не верю, что у ребенка за спиной нет этого баула в 4,5 кг.

У классов нет букв. Есть просто «Ms. Simpson’s class», например. Но каждый класс может придумать себе название на год. Наши в этом году «Brainiacs».

В классе есть своя конституция. Ее пишут в начале года ученики вместе с учителем. Там буквально несколько пунктов про уважение и мирное сосуществование. Дети и учитель ставят подписи, и в течение года ссылаются на этот документ.

В классе 25 человек, но постоянно присутствуют на уроках 20. Остальные пятеро бывают только на некоторых занятиях, на разных specials (физ-ра, музыка, рисование и пр.) после обеда. Это интеграция «особых» детей, которым требуется обучение в более компактных группах, но при этом полный отрыв от общества противопоказан.

Так же, без отрыва от школы, проходят и занятия ESOL — English to Speakers of Other Languages (у тех детей, для которых английский язык не родной). Никого не выдергивают с урока, а приходит специальный учитель и вместе с «классруком» дает какое-нибудь новое задание на каждый день.

Иностранных языков в начальной школе нет. Как я поняла, они есть ознакомительно в средней школе, чтобы к старшим классам уже определиться с тем, что тебе нравится, и начать плотное изучение. Не могу сказать, что я в восторге от позднего начала изучения языков, и будь я в другом положении, то наверняка присоединилась бы к родителям-активистам, лоббирующим введение второго языка в «началке». Но поскольку моим детям на этапе адаптации вполне хватает двуязычной среды, я особенно из-за этого не переживаю. Старшая, впрочем, уже заинтересовалась и принесла из библиотеки учебник испанского, встретив меня после школы приветственным «ола, мама!».

В противовес отсутствию иностранного языка в нашей школе есть Spanish Immersion Program, то есть программа погружения в испанский. Она добровольная и очень популярная. Часть предметов преподается полностью на испанском. На мой взгляд, это не очень полезно испаноговорящим детям, которым как раз надо прокачивать английский, зато это очень круто для тех, кому испанский — не родной.

На уроках естествознания постоянно проводят какие-нибудь опыты. Как говорит ребенок, «раньше была теория-теория-теория, а теперь практика-практика-теория».

В школе действует политика BYOD — Bring Your Own Device (принесите свое собственное устройство — перевод ред.). То есть ты можешь принести свой телефон или планшет и установить на него учебные приложения, программы для тестирования и пр. В принципе, школа предоставляет айпады, и наш классный руководитель предпочитает, чтобы дети пользовались ими. Их оставляют в школе, а значит, не забывают дома и не создают этим проблем.

Как я уже упоминала, в середине дня есть обязательная прогулка, после нее — ланч. Считается, что после еды требовать от ребенка какой-то кропотливой работы бессмысленно, поэтому в течение примерно часа после обеда идет урок чтения вслух. Читает учитель, дети просто слушают, обычно сидя или полулежа на ковре.

Про ланч. Талонов нет. Уже давно, лет двадцать пять или тридцать. Есть счет ребенка в базе, родители дома через Интернет этот счет пополняют, ребенок в столовой выбирает еду, вбивает свой номер на пинпаде, денежка списывается.

Тут — лирическое отступление.
В Питере я ходила раз в месяц в школу ребенка (строго с утра после девяти, но до первой перемены), закупала 20 талонов на 4 недели, приходила домой, разрезала. В какой-то момент администрация (или СЭС?) решила, что нехорошо родителям (о, ужас!) в верхней одежде слоняться по столовой, поэтому нужно было прийти, сказать вахтеру, что ты за талонами, вахтер шел за работником столовой, работник через какое-то время выходил, забирал у тебя деньги, уходил, через какое-то время возвращался с талонами (которые несешь домой и вырезаешь).
Мы немножко взвыли от такой системы, попытались давать деньги детям, чтобы они сами покупали талоны, но оказалось, что народу в столовой слишком много, дети успевают либо поесть, либо отстоять очередь за талонами. Тогда на помощь пришла наша замечательная классная дама, она собирала деньги и заранее закупала талоны. Как справлялись остальные — не могу сказать.
Конец лирического отступления.

Так вот, система с карточками и личным счетом действовала уже в то время, когда в местной, американской, школе учился мой муж. То есть, это вторая половина 80-х годов. Муж смотрел на меня в Питере круглыми глазами, когда я бодро вырезала талончики.

Немного про еду. Обед состоит из пяти частей, три из них (основное блюдо, овощ, фрукт) предоставляются на выбор, обычно из двух вариантов, и они разные каждый день на протяжении месяца. Четвертая часть — обычно какой-нибудь салат, он фиксирован за днем недели. Пятая часть одинаковая всегда — это какие-нибудь крэкеры, хумус (в меню это называется «other vegetarian options»). Меню на месяц вперед можно посмотреть на сайте школы.
У сына в подготовительном классе все то же самое, только часа через два после еды есть еще snack — перекус. Либо кидаешь ребенку что-то с собой, либо ему дают в классе. Учитель приветствует «пожертвования» в виде здорового перекуса: яблоки, бананы, хлебцы, мюсли в батончиках и т.п. Нельзя приносить конфеты и орехи. То есть своему-то можешь дать, если хочешь, но в общий котел нельзя.

Еще нужно сказать про школьные автобусы, тут все просто: доставка в школу и на дом в определенное время суток.

Когда я спрашиваю дочь, скучает ли она по бывшим одноклассникам в России, она отвечает, что да. Хотела бы, чтобы они все взяли и приехали, а она бы им все показала, «особенно столовую!»… :)

--

--