Не человек для культуры, а культура для человека

Alisa Kuznetsova
Humaning is hard
Published in
10 min readMar 12, 2019

Выступление Жанны Галиевой на ежегодном Алисолектории — вечеринке в стиле TED, организованной Алисой Кузнецовой. Жанна Галиева — литературовед, бывший старший преподаватель Института филологии и истории РГГУ, культур-тренер.

«Стыдно не знать этого режиссёра». «Стыдно не любить классику». «Кощунственно читать короткие пересказы». «Слушаешь какой-то ширпотреб». «Ну тупые, не отличают Нила от Луи». «Как можно не знать Вертинского и Галича/ Оксимирона и Гнойного».

Наши отношения с искусством часто связаны со стыдом и бесконечными попытками быть культурным человеком. Но чужие ожидания теряют власть, когда чётко понимаешь, какие цели и задачи стоят лично перед тобой.

Как провести самодиагностику и разобраться, что и зачем хочется получить от культуры именно тебе, не оглядываясь ни на какие «культурные минимумы»? Какие вопросы себе задать? Какие вообще у людей бывают индивидуальные запросы?

Добрый день. Меня зовут Жанна Галиева. Я преподаю в РГГУ современную русскую литературу и занимаюсь со взрослыми тем, что помогаю им получать дополнительное культурное образование, помогаю их самообразованию. Сегодня я хотела бы поговорить о том, как выстраивать самостоятельную стратегию культурного образования.

И самый главный вопрос, на который я попробую дать сегодня ответ: «Что такое культурный человек?».

У меня к вам несколько вопросов. Кто из вас никогда в жизни не дочитал «Войну и мир»? Вообще. Не дочитал никогда, ни разу. Кто из вас не знает, кто такой Джузеппе Верди? Это итальянский композитор оперный, очень популярный в советское время. Кто из вас не знает, что такое «Гарри Поттер и методы рационального мышления»?

От какого незнания вы испытываете больше стыда?

Понятие «культурный человек» очень сильно связано со стыдом.

Когда я начинаю свое знакомство с первокурсниками, которые приходят на историко-филологический факультет, моя задача — им немножко показать, что в школе их учили канону, а помимо этого есть много всего прекрасного, поэтому в университете их многому научат. Но это не конец. Я их очень запугиваю. Я им даю понять, какое количество вещей они должны знать обязательно. То есть я — часть того насилия, которое заставляет вас стыдиться, что вы чего-то не знаете.

Но когда я перехожу к образованию для взрослых, я, наоборот, работаю над тем, как закрыть ваш гештальт и никогда не стыдиться.

Есть представление о том, что культура — это очень очевидная вещь. Что культурный человек — это тот, кто, например…

Кто согласен с убеждением, что культурный человек — это тот, кто много читает художественную литературу?

Культурный человек посещает музеи современного искусства?

Назовете ли вы культурным человека, который смотрел все фильмы Тарантино, но не умеет отличить вулканца от клингона?

Назовете ли вы культурным человека, который читал всего Толстого и Фолкнера, но не знает, кто такой Чубакка?

Я немножко хочу поговорить о том, что есть много культур и разных представлений о культуре. И, собственно, культурный человек — это не количество знаний, которые он знает.

Эта табличка демонстрирует важный для меня тезис: в России люди на самом деле являются заложниками трех совершенно разных определений, что такое культура. Эти определения исторически сложились. И я думаю, что часть из вас узнает это и на своей биографии.

Молодые люди, нынешние двадцатилетние получают в качестве долженствования все это.

Наши родители получают в качестве долженствования только то, что находится в левой колонке. Это канон, который сложился в позднесоветской культуре, то есть если каждый раз, когда вы приходите в консерваторию, не слушая обычно классическую музыку, вам приятно — значит, вы утешаете интроект своей мамы или папы в голове, который говорит, что классическая музыка — это хорошо. Да? Если вы идете в Эрмитаж или отстаиваете очередь в музей имени Пушкина, вы опять-таки соответствуете этому канону. Любая школьная учительница в самой плохой московской школе попробует вас заставить соответствовать этому канону. Канон 1990–2000-х годов — это уже канон, который задают критики. Например, если вы подписаны на Галину Юзефович или Антона Долина, вы читаете их статьи в «Медузе», скорее всего, вы ближе ко 2-й части канона. Если вы знаете, кто такой Михаил Угаров и Елена Гремина, «новая драма», «Театр.doc», театр «Практика» и так далее.

Если вы хоть раз видели живого поэта в глаза… Поднимите, пожалуйста, руку, если кто-нибудь из вас хотя бы раз в жизни был на поэтическом вечере живого поэта. Вот те, кто подняли руки — вы находитесь в каноне 1990–2000-х годов.

Канон 2010-х годов уже обязывает нас знать мем-культуру. Поднимите руку, кто из вас знает, кто такой Хаски? Соответственно, если вы не знаете, кто такой Хаски, вы выходите из этого канона и остаетесь в 1990–2000-х годах. Русский рэп заменяет поэзию. Поднимите руку, кто из вас не смотрел Юрия Дудя? Поднимите руку, кто из вас не знает, кто такая Татьяна Никонова? Вы находитесь в 1990–2000-х годах, потому что это то, чего не было. Это политический активизм, феминизм, дискурс, связанный с гендерной идентичностью, сексуальностью и так далее. Все, что мы слушали вчера и сегодня. Это, на самом деле, появилось очень недавно. Раньше это не входило в часть образования культурного человека.

Итак, как всё-таки понять, что нужно лично нам? Опираться на эмоции, да? Рациональный канон огромный. Когда мы входим в книжный магазин, и мы не знаем, что нам выбрать, нас охватывает гуманитарное отчаяние.

Гуманитарное отчаяние — это ощущение, что культуры много, я умру раньше, чем прочту это.

Как бороться с гуманитарным отчаянием? Подумайте, что вы — живые люди с одним телом на ближайшие не 10, не 5, надеюсь, а 50 лет минимум, или нас перенесут в сознание видоизмененного углерода. А какие эмоции вы испытываете?

«Интересно» — это важная часть вашего опыта, соответственно, опирайтесь на ваше удовольствие.

Что такое «неинтересно»? Я не хочу, я не понимаю, это гуманитарное отчаяние, они все какие-то странные, я хочу остаться в своем уютном информационном пузыре и не идти дальше. Как узнавать новое в таком случае?

Вся мировая культура против вас. У вас есть одна маленькая жизнь. У вас еще работа, дети, отношения, собаки, кошки и так далее.

Метод тыка — прекрасный метод, но он очень травматичный, потому что у него низкий КПД, и его проблема в том, что вы уже должны иметь список, по которому вы идете. Может быть, 200 лучших книг по версии ВВС, может быть, это программа мировой литературы в ВУЗе, который вы закончили или который вы надеялись закончить. Системность — это насилие. Системность — это желание «давайте я заново пройду школьную программу», желание «закрыть гетштальт», потому что есть какая-то институция, которая будет вас заставлять это сделать.

Ко мне приходят клиенты и говорят: «Я хочу быть культурным человеком, я много читал, сейчас не читаю». Я спрашиваю: «Вам надо сдать экзамен?». Они говорят: «Нет». «Тогда почему вы думаете, что вам надо читать именно это?» Это уже следующая позиция.

Мое суждение заключается в том, что культурный человек — это больше не система знаний. Культурный человек — это система тэгов.

То есть на протяжении следующих 50 лет все здесь присутствующие будут потреблять культуру максимально рандомно. Культурного от некультурного человека будет отличать, в состоянии ли вы вспомнить, что вы потребили вчера, по какому принципу вы определили, что вы будете потреблять завтра.

Соответственно, завтра культурный человек — это исключительно осознанное потребление культуры.

Для этого вам надо вспомнить… Поднимите руку, кому в 10-м классе нравилась Бритни Спирс? Есть такие люди, мои ровесники примерно? Если вы не помните, что вам нравилось в 10-м классе, вам гораздо сложнее выстроить осознанное культурное потребление. «Интересно» не равняется «любить».

«Любить» — это про эмоции, и мы должны позволять себе рандомное потребление ради любви.

Любовь приносит гораздо больший КПД, нежели когда вы проходите список и вам ничего не нравится.

Культура задействует очень много психологических механизмов. Когда мы слышим родительский голос «Прочти “Войну и мир”», это говорят интроекты нашего школьного и родительского образования. Но самое главное — это удовольствие. Мы ставим галочки, нам нравится делать списки, мы идем дальше по программе.

Настроение. Поднимите руку, кто когда-нибудь потреблял культуру, чтобы вылечиться от несчастной любви. По-моему, это важнейший механизм потребления культуры. Всем нужны стихи или песни для того, чтобы полечить разбитое сердце.

Фобии и триггеры — это то, что нам не дает потреблять новую культуру. Например, у меня есть чудовищная фобия, связанная с театром. Я не могу ходить в театр, к сожалению, потому что мне страшно, когда вокруг меня много незнакомых людей. Социальные — это довольно часто распространенные российские культурные фобии. Например, очень многие мои студенты, приходя на первый курс, считают, что в книжке не должно быть мата, иначе это низкая культура, и они не за этим сюда пришли. Приходится очень долго объяснять, почему это возможно.

Встреча с культурной иерархией вызывает у нас много эмоциональных реакций. Первое — я прочел рецензию Галины Юзефович, мне не понравилась книжка, которую она хвалит. Первая версия — я тупой, а она умная. Вторая — наоборот. Третья версия — ей заплатил автор или издательство. Четвертая версия — я разберусь сам или просто не буду читать.

Культурная коммуникация — это важнейший механизм потребления культуры.

И вот моя рекомендация по автодиагностике. Для того, чтобы понять, зачем вы это делаете, попробуйте задать себе вопрос — кого вы хотите впечатлить? К какому сообществу вы хотите примкнуть?

Если вы хотите общаться с Алисой, очевидно, вам надо знать, что такое «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Изучите сначала, что важно для этого человека, которого вы хотите впечатлить. Нравится ли вам тип героя, например, как доктор Хаус? Кто бы хотел смотреть сериал или читать книжки про такого персонажа? Это уже осознанное потребление. Вы уже знаете, что вам нравится, значит, вы знаете свой следующий шаг.

На этом я закончу. Культурный человек в моем определении — это человек, который понимает, зачем он это делает, и создаёт активную позицию потребителя культуры. Чего я вам всем и желаю. Спасибо.

Есть ли вопросы?

Вопрос из зала 1: Скажите, а если у человека сливаются первое, второе и третье — он кто тогда? Монстр?

Ж.Г.: Это зависит от поколения. Если вы скорее закончили школу в Советском Союзе, тогда все, что вы делаете после этого, после советского канона, то, скорее всего, вы хотите быть современным, это вообще не очевидно для позднесоветского канона, там нет современности, да?

Или, например, самое прекрасное, что, мне кажется, самый нормальный способ потреблять культуру — вы хотите понять ваших детей или ровесников ваших детей или, как делала я, вы хотите понять ваших родителей. Как только вы хотите кого-то понять, вы вносите в этот вопрос эмоции. Соответственно, из всего необъятного моря культуры, которое вас фрустрирует, раздражает, вы вылавливаете то, что вам важно.

В какой-то момент для того, чтобы понравиться определенному человеку, мне пришлось посмотреть 9 сезонов сериала «Доктор Кто». За 2 недели. Мне надо было сделать это срочно.

Алиса: У меня тоже так было!

Ж.Г.: Понимаете? У меня было много эмоций, когда я потребляла эту культуру. Несомненно, для меня это важно. Соответственно, если вы до сих пор хотите потреблять, например, русский рэп, то честь и хвала, снимаю шляпу.

Вопрос из зала 2: Скажите пожалуйста, я правильно понимаю, что родительские рекомендации, получается, скорее вредны, потому что они занимают время и уносят человека на предыдущий…

Ж.Г.: Это важный вопрос, потому что, например, в детском чтении очень серьезно произошло замещение исторических романов типа Вальтера Скотта и Александра Дюма фэнтези. Если вы навязываете своему ребенку: «Обязательно прочти «Мушкетеров» и что-нибудь из Жюля Верна», это уже некоторое насилие. Потому что вообще дети сейчас растут на фэнтези. Понятно, что мое поколение, например, хорошо знает историю и географию за счет того, что они читали Жюля Верна и Дюма, но это уже немножко ушло. Но можно объяснить, почему вам это нравилось и, может быть, ребенку будет интересно, кем вы были в ваши 10, 15, 16 лет. Да?

Вопрос из зала 3: А можно все-таки уточнить? Вот вы говорите, что для студентов, которые приходят, вы играете роль такого насильника, да? И все-таки надо… То есть вы считаете, что культуру, какой-то минимум в школе, в 11-м классе, надо навязывать…

Ж.Г.: Нет.

Вопрос из зала 3: А потом они должны уже выбирать?

Ж.Г.: Нет. Я осуществляю насилие для того, чтобы показать не обязательность минимума, а показываю, что они как студенты, которые занимаются современной культурой, должны самообразовываться все время, в том числе за рамками университета. Мои студенты изучают современную русскую литературу. Они должны выходить в современное пространство. Это означает, что их образование — это то, что произошло вчера, а они должны знать сегодня. Это специфика их работы. Просто студенты-филологи не обязаны это делать. Потому что они могут закончить на Шекспире всю мировую культуру и остановиться на этом. Мои студенты-современщики не могут.

Вопрос из зала 3: А еще тогда добавление: а насколько в школе это вообще нужно рассказывать? Ну, такой рассказ как некое погружение в мета-культуру…

Ж.Г.: Я боюсь, у детей такое количество насилия и дополнительного образования в школе, что то, что я рассказываю — это скорее для родителей и для тех, кто уже закончил ВУЗы или школы.

Другие выступления на Алисолектории-2018

Анастасия Головина — Как рассказывать про архитектуру незрячему человеку
Вячеслав Матюхин — Футархия: как починить демократию
Алекса Тим — Нейросексизм: чем мозг мужчины не отличается от женского

Олеся Авраменко — Жена художника или художница? Гендерная история советского искусства за 10 минут
Мария Буряк — Доказательная кинология. Что мы на самом деле знаем о собаках?
Антон Тихонов — Наследственность и превентивная онкология
Александра Боженова-Сорокина — Семья, друзья и возлюбленные Туве Янссон: кто есть кто в мире Муми-троллей

Александр Али — Уличная эпистемология: план по захвату мира сократовскими диалогами
Дмитрий Толкачев — Когда в России легализуют гей-браки?
Иван Бегтин — Государство в поисках легитимности

Сергей Марков — Altered Carbon: реально ли перенести сознание на другой носитель?
Евгений Гордиенко — Наблюдатели на выборах: переходим от обороны к атаке
Дмитрий Калупин — Прямая обратная связь: как эффективнее ссориться с коллегами

Ксения Романенко — Простите, Лев Николаевич: фанфикшн по русской классической литературе
Жанна Галиева — Не человек для культуры, а культура для человека
Прапион Гайбарян — Как я учу инженеров использовать интуицию и анекдотические свидетельства
Маша Шульчева — Чем бодипозитив отличается от любви к себе

Марина Молчанова — Химиотерапия против рака: вчера, сегодня, завтра
Александр Фенин — Data must flow: кто владеет вашими данными и что с этим делать
Алекс Шипулин — От предвыборных кампаний до идентичности городов. Как мы делаем исследования, в интерпретации которых не уверены

--

--