Банковская система США и РФ

DTI Algorithmic
Блог DTI Algorithmic
6 min readDec 28, 2016

Читать предыдущее исследование: Долги Украины.

В последнее время много говорят о банковской системе России, ее изменении и развитии. Однако, чтобы реально оценить банковскую систему, необходимо, хотя бы, сравнить ее с одной из тех, которые считаются развитыми. В этой связи на ум, естественно, приходит банковская система США.

Банковская система России

Современная банковская система РФ представляет собой некую совокупность кредитных учреждений и национальных банков, которые действуют в рамках одного финансового механизма. Существует два уровня банковской системы: Банк России и кредитные организации, включающие коммерческие банки, их филиалы, представительства, внутренние структурные подразделения, небанковские кредитные организации, учреждения банковской инфраструктуры, а также прочие существенные элементы. Центральный банк Российской Федерации является ключевым звеном всей системы.

Действующее законодательство гласит о том, что уставный капитал и другое имущество являются федеральной собственностью, которой Банк России может распоряжаться и пользоваться. Государство и Банк России связаны посредством взаимных обязательств.

Центральный Банк РФ имеет право изымать из обращения наличную валюту, эмитировать ее, выпускать новые банкноты и монеты. Главными инструментами Банка России являются нормативы резервов, операции, проводимые на открытом рынке, валютное регулирование, ориентировка роста денежной массы. Банк России осуществляет надзор за стабильностью банковской системы, чтобы иметь возможность защищать интересы вкладчиков и кредиторов.

Банковская система CША

Сложившаяся на сегодняшний день банковская система Соединенных Штатов Америки значительно отличается от структур с аналогичными функциями, существующими в других развитых странах. Главное отличие банковской системы США состоит в огромном числе банков. В 20 веке число работающих в Штатах банков значительно сократилось, примерно до 15 000, хотя еще в 1931 году работало более 31 000 банковских организаций.

Основой банковской системы США является Федеральная резервная система, выполняющая функции центрального банка страны. На сегодняшний день ФРС включает следующие основные структурные подразделения: совет управляющих; Федеральный комитет по открытым рынкам, Федеральный консультационный совет, 12 федеральных резервных банков, являющихся региональными представителями ФРС, и остальные кредитные организации — участники системы.

Особенность ФРС (в отличие от традиционных ЦБ других стран, например, Банка Англии или Центрального банка РФ) в том, что она построена не на государственном, а частном капитале. Любая кредитная организация, соответствующая требованиям ФРС, может приобрести ее акции. Это позволяет получать фиксированный дивидендный доход, а также дает право голоса при избрании шести из девяти управляющих региональных отделений.

На текущий момент банковская система России насчитывает 810 кредитных организаций (753 банка + 57 Небанковские Кредитные Организации), США — 6419 (5570 банков + 849 НКО).

С начала 2015 года в России исчезло около 30 кредитных организаций, в США, за тот же период — около 100. В процентном соотношении разница и вовсе небольшая — 3,9 % и 1,8% соответственно. При этом в России подобную активную позицию ЦБ занял относительно недавно. Однако общественная реакция была кардинально разная. В России новости были восприняты от «негативно» до «неоднозначно», тогда как в США этого даже не заметили.

Что касается развития банковских систем, то взгляды весьма схожи — и там, и здесь хотят сократить количество банков. В США планомерное сокращение идет уже долгие годы. В пиковый период там насчитывалось около 20 тысяч банков. Сейчас их шесть тысяч, но власти считают, что это, все еще, огромное число, особенно, в период снижения рентабельности.

Конечно, для России подобная позиция, как минимум, неоднозначна. Для сравнения, у нас на 1 млн населения приходится примерно 6 банков, тогда как в США — 20. Разница ощутима. При этом ряд экспертов, в том числе среди регуляторов, считают, что небольшие региональные банки крайне важны для экономики США, так ка именно они обеспечивают деньгами малый бизнес. То есть количество не имеет значения. В России система региональных банков развита достаточно слабо, поэтому об этом говорить не приходится.

Еще одна отличительная черта между банковскими системами России и США — развитие сектора небанковских кредитных организаций. В России этот сектор находится в зачаточном состоянии. Доля НКО в банковской системе России всего 7%, а по количеству их в 15 раз меньше, чем в США. Более того, данных о российских НКО и объемах их активов чрезвычайно мало и они не систематизированы, в отличие от США. Это косвенно свидетельствует о том, что банковская система России находится в начале своего пути.

Также свидетельством неразвитости банковской системы России является соотношение объема депозитов в банках к их активам. В России оно составляет 0,27, тогда как в США — 0,76. Это говорит и о структуре прибыли, и об особенностях банковского бизнеса и об отношении населения к банкам.

ФРС vs. Банк России

Когда ФРС в 2013 году дала понять, что конец политики количественного смягчения (QE) близок, последовавшая “истерика” вызвала волны шока, прокатившиеся по финансовым рынкам и экономике многих развивающихся стран.

Действительно, есть опасения, что повышение процентных ставок в США и, связанный с ним возможный рост стоимости доллара, могут вызвать хаос, который затронет правительства развивающихся стран, их финансовые учреждения, корпорации и даже домохозяйства. За последние несколько лет они заняли триллионы долларов, и поэтому теперь им придется столкнуться с реальным ростом стоимости этих долгов в местной валюте.

В наиболее уязвимом положении будут находиться страны с низким уровнем дохода, многие из которых зависят от экспорта топливно-сырьевых товаров. При росте цен на нефть экономика таких стран значительно окрепла: открывались новые месторождения металлов, расширялся экспорт топливно-сырьевых товаров.
Однако, когда цены на черное золото пошли стремительно вниз, экономики стран, привязанных к экспорту нефтепродуктов, заметно пошатнулись: снижаются кредитные рейтинги таких стран, сокращается приток капиталов, а также повышается риск нестабильности финансовых рынков.
Кроме того, в докладе Всемирного Банка сообщается о том, что чрезмерное удорожание доллара может повлечь за собой замедление «экономического подъема в крупнейшей экономике мира, что будет иметь неблагоприятные последствия для торговых партнеров США во всех странах мира». При этом повышение процентных ставок в США будет способствовать росту ставок в развивающихся странах, тем самым еще больше увеличивая стоимость обслуживания долга.

Теперь же вспомним о последствиях внезапного повышения ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года.

Резкое повышение ключевой ставки в середине декабря привело к параличу банковской системы, панике на рынке РЕПО, остановке кредитования, бегству из депозитов. Тогда спрэд между межбанковской ставкой и ключевой ставкой ЦБ достигал безумных 13 п.п, что превосходило худший эпизод кризиса 2008. Почти сразу посыпались долговые и фондовые рынки России. «Грохнулся» валютный рынок. Всего за один день банковская система России стала банкротом. Банки или другие финансовые учреждения, которые не имели полностью захэджированных рыночных позиций, попали в ситуацию отрицательного капитала (когда текущие обязательства по рыночной оценке превышают все активы банка).
Если инвалютные долги привести по курсу, который был во вторник, то система была на грани катастрофы, т.к. многие банки показывали отрицательный чистый баланс (не считая убытков от обрушения рынка).

Иными словами, решение ФРС о завершении политики нулевых ставок вызовет серьезные проблемы в мировой экономике, а резкое повышение ставки в России оказало большое влияние только на экономику внутри страны. Вышеперечисленное свидетельствует о главенствующей роли США на мировой арене, косвенным подтверждением чего также может послужить тот факт, что бывшие главы ФРС сейчас работают советниками в крупнейших инвестиционных домах и хедж-фондах.

Например, Бен Бернанке занял пост старшего советника крупнейшего облигационного фонда Pacific Investment Management Co (PIMCO), а Алан Гринспен был назначен на должность старшего советника Deutsche Bank.

Также нельзя не упомянуть о зависимости российского ЦБ от валютной выручки: парадоксальным звучит то, что длинные рубли требуют покупки долларов. Однако это действительно так — наша страна привязана к количеству входящего долларового потока, и если наличие коротких рублей ЦБ может обеспечить самостоятельно, то для наличия длинных денег в стране необходима продажа долларовых активов. Таким образом, банковская система нашей страны находится еще на этапе развития и требует активного проведения реформ, а начавшийся в России банковский кризис лишь усугубляет сложившуюся ситуацию.

--

--