«Здравствуйте. Я — Коля, архетип!»

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
5 min readOct 25, 2018
На изображении: география клиентов «Инженерии судьбы».

Сегодня расскажу о том, что придумал делать с чудесами (раз уж обещал). Короче: как оказалось, все те многочисленные люди, которые утверждали, что у каждого из нас есть свой ангел-хранитель — они были правы. Современная психология благополучно легализовала эту фигуру. Когда вы будете читать у Юнга про архетип Мудрого старца, а у Гуггенбюль-Крейга про внутреннего целителя, знайте — это то же самое, что и ангел-хранитель.

Вероятно, это было неизбежно, потому что концепцию ангела-хранителя далеко не дураки придумали. Здесь я имею в виду Сократа и всех его учеников, начиная с Платона, которые верили в то, что каждого человека по жизни сопровождает даймон (своего рода внутренний голос), который вечно подсказывает: «Эй, гражданин! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег башка попадёт и т.д.». Как и многое из античной философии, идею даймона заимствовали христиане, только придумали ему совсем иную функцию.

Что значит признание концепции ангела-хранителя (внутреннего целителя)? Это значит, что в каждом из нас по умолчанию встроен механизм самоисцеления. Но бывает такое, что коммуникация с внутренним целителем нарушена. Допустим, мы героически лезем в какое-то дело, хотя всё вокруг довольно толсто намекает, что этого делать не надо. А потом, натирая набитую шишку, мы удивляемся: «И чего я туда полез(-ла), куда мои глаза смотрели? Очевидно ж было, что не выгорит?»

Когда человеку удаётся набить много шишек, это означает, что ему надо как-то восстанавливать уже коммуникацию со своим внутренним целителем. Это и есть настоящая цель терапии — помочь клиенту наладить такого рода связь. Как это делается?

Чтобы ответить на этот вопрос, придётся сказать ещё одну весьма нетривиальную (да что уж там — просто шокирующую) вещь. Нет, сначала всё-таки вступление.

Тему воображения психологи начали изучать ещё в 19 веке. Теодюль Рибо писал теорию, Льебо, Бернхейм и примкнувший к ним Куэ экспериментировали с практикой (знаменитый «эффект плацебо» открыл один из этой троицы) — и это было ещё только начало. В течение 20 века Иоганн Шульц, Робер Дезуаль, Карл Густав Юнг, Ханскарл Лёйнер, Роберто Ассаджиоли, Арнольд Лазарус, Николай Линде (и это ещё я перечислил не всех, а только тех, кого читал) проделали огромную работу, чтобы довести работу с внутренними образами до уровня технологии. Чтобы взял инструкцию, прочитал, сделал сам — и получилось.

Сегодня можно уверенно утверждать, что каждый человек имеет в голове стандартный набор картинок, с которыми можно производить стандартные манипуляции и получать в итоге стандартные результаты. Не буду грузить вас подробностями (чтобы не уснули), но один из результатов — это знакомство с вашими субличностями.

Немного о субличностях. У каждого из нас в голове живёт несколько центров принятия решений. Хорошая аналогия — фирма. В ней есть несколько сотрудников, каждый обладает свободой воли, но все вместе трудятся на один и тот же результат. Аналогия с фирмой действительно хороша, потому что как в фирме каждый работник приносит свои знания и таланты, так и субличности дают вам определённые таланты или преимущества. Продолжая аналогию с фирмой, хотелось бы отметить роль директора. Если директор не знает, кто у него в фирме что умеет и за что отвечает, начинается бедлам. Так и у вас в голове начинается анархия, если вы плохо представляете себе потребности своих субличностей.

Какие это такие субличности? О первой из них я уже говорил — это внутренний целитель. В принципе, фигура безобидная, всего лишь советы даёт. А вот такой вид субличностей, как архетипы по Пирсон, уже посложнее. Например, архетип Искатель даёт вам талант поиска информации — и это хорошо. Но у него есть свои требования, которые необходимо исполнять. Иначе будет срывать с насиженного места, отвлекать на чтение соцсетей (как вот прямо сейчас) и т.д. Чтобы вы им управляли, а не наоборот, такие вещи о нём надо знать.

А сейчас мы подошли вплотную к чудесам. Собственно, чудеса — это использование возможностей ваших архетипов. Те довольно странные истории, которые рассказаны на сайте «Инженерии судьбы» — это всего лишь примеры использования людьми собственных архетипов. То есть у каждого из нас под рукой (в любой момент!) имеется не только персональный советник в лице внутреннего целителя, но и волшебная палочка в лице субличностей-архетипов. Надо только научиться ею пользоваться.

Вот, это и есть самое интересное место — как пользоваться архетипами. Здесь мне придётся признаться, что примерно пару месяцев назад я изменил свою методику. Раньше я просто беседовал с вами в жанре интервью, потом выдавал вердикт: у вас такие и такие архетипы. После этого отвечал на вопросы — если они были (обычно не было, потому что люди узнавали про себя довольно много нового, и требовалось время на «переварить»). Ну а в целом дальше человек продолжал работать самостоятельно, читая описание архетипов у меня на сайте (и не только у меня, потому что я даю ссылки и на сайты других специалистов — Кэрол Пирсон, Валентины Габышевой, Юлии Лос) и отмечая проявление их в своей жизни (потому что вдруг я ошибусь?).

Сейчас всё по-другому. Я стал использовать техники работы с воображением. Вы закрываете глаза и представляете свои субличности, как будто это реальные персонажи. Они выходят к вам и говорят: «Я Коля (или Петя), умею вот это и это». Происходит диалог, в ходе которого мы выявляем способ общения с каждой из субличностей, когда вам это надо. Что позволяет вам потом общаться с этими субличностями самостоятельно.

Легко может показаться, что это бред, но! Мой личный опыт показывает, что совершенно разные люди способны представлять похожие фигуры. Например, встречались два одинаковых Творца, и эти фигуры были абсолютно непохожи на канонические описания архетипа! Скорее, их можно было бы принять за Мага. Тем не менее оба раза фигуры говорили: «Нет, мол, я Творец». То есть нельзя утверждать, будто клиенты заранее прочитали описание архетипа Творец и просто транслировали на образ уже сложившиеся представления.

Помимо того, что фигуры повторяются, есть различные приёмы, которые позволяют связать увиденные образы с реальной жизнью. Допустим, вы задаёте фигуре-субличности вопрос, касающийся прошлого (в каких ситуациях ты мне помогала и т.п.), и вам в ответ могут показать конкретную сцену. Или могут дать совет насчёт какой-то ситуации.

Вот с этим багажом я теперь и отпускаю клиентов. А дальше каждый сам несёт ответственность за собственные чудеса.

Напоследок немного морали.

Есть у меня один знакомый бизнесмен, больше 10 лет уже знакомы. Как-то очень давно разговаривали «за жизнь», и он сказал про своё дело штуку, которая запомнилась. Мол, бизнес развивается скачками. Долго ничего не происходит, а потом скачок. Потом опять долго ничего не происходит, и вдруг опять резкий скачок.

Я и сам такое часто замечал. Но когда в очередной раз с этим сталкиваешься, всегда удивляет, как будто в первый раз. Вот и с «Инженерией судьбы» та же история. Конечно, изначально у меня был план. Сперва научиться консультировать в офлайне, затем сделать скачок, перебравшись в онлайн. Да, оно так и случилось, но реальный скачок на самом деле был в другом — в том, что я начал применять архетипы по Пирсон.

Затем по плану надо было охватить разные зарубежные страны. Почему-то больше всего доставляло получить клиентов в Германии со Штатами (прикрепил здесь карту в качестве картинки, чтобы удовлетворить своё тщеславие). И вот наконец это сделано… а реальный скачок опять в другом! Снова — в содержании методики.

--

--