Три коротких ролика на тему профориентации

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
3 min readJul 7, 2018
В 1900 году на 5-й авеню в Нью-Йорке множество повозок и всего один автомобиль, а спустя 13 лет — наоборот.

4 месяца назад у меня взяли интервью на тему профориентации для одного канала на YouTube. Но так получилось, что автор канала решил нарезать интервью на короткие части (говорят, сейчас так модно) и последнюю выложил только вчера. Решил собрать их здесь в одном месте; очень надеюсь, что у читателя возникнет целостная картина.

Что происходит с профессиями

В данной части я обсуждаю тему технологической безработицы. Прошу учесть следующее: я не считаю, что роботы могут полностью вытеснить человека.

Помните мою публикацию “Ещё пара слов об архетипе Маг”? С его героем недавно случилась такая история. Он заходит в операционную, потому что надо делать операцию — и узнаёт, что всё оборудование там… отключено. Причина — хакерская атака, с его больницы вымогают деньги. Понятно, что обратился к специалистам, но пока они “колдуют”, надо всё же делать операцию. Поэтому — делает. При неработающем оборудовании. Подробности можно прочитать в этой новости: “ Греф сообщил о хакерской атаке на центр нейрохирургии в Тюмени”. Да, в борьбу с хакерами пришлось вмешаться даже Герману Грефу, ещё одному герою моих материалов.

О чём эта история? О том, что техника ненадёжна: её можно взломать, сломать и т.д. Поэтому без человека никуда на самом деле. Вот ещё одна иллюстрация этого тезиса. Автор статьи “Блокчейн: технология не решает проблему доверияНиколай Носов обращает наше внимание на то, что разрекламированный блокчейн не отменяет необходимость доверять людям, а всего лишь перераспределяет доверие от одних групп людей к другим. Если раньше требовалось доверять контрагентам и юристам, то в случае блокчейна надо доверять программистам и сообществу майнеров.

Ещё один нюанс: содержание профессий всё равно меняется. Функции извозчика и шофёра хотя и похожи, но есть отличия. Функции журналиста и блогера тоже похожи, но тоже есть отличия.

А самое главное: причина изменений заключается не только в технологиях. Это не технологии требуют от традиционных журналистов заниматься простой копипастой новостей с сайтов органов власти. И не технологии заставляют принимать законы, освобождающие судей от обязанности писать в решениях мотивировку. Технологии это всего лишь одна из причин в общей совокупности.

Почему о профориентации надо думать даже взрослым

Потому что мы находимся в точке перехода, о которой говорилось в первой части интервью. Прямо у нас на глазах меняется и содержание, и название профессий. Надо приспосабливаться, переучиваться.

Желательно при этом понимать, что вам подходит, а что нет. А то доходит уже до того, что всех юристов хотят переучить в программисты — бред, конечно. Во-первых, это и не нужно.

Что происходит с методиками профориентации

Ну а что происходит? Происходит то, что пока профориентацию разрабатывали только для детишек, возможности проверить её эффективность не имелось никакой. Потому что между диагностикой и началом практического применения проходят годы. Если хотите узнать больше про детскую профориентацию, читайте мой материал.

А вот со взрослыми — всё иначе! Взрослый может проверить ваши рекомендации на следующий день. Поэтому — совершенно другая степень ответственности! Поэтому возникла необходимость совершенствовать методики. Например, на популярном в позднем СССР дифференциально-диагностическом опроснике Евгения Климова пришлось поставить крест.

P.S. Также о профориентации:

--

--