Архетип «Опекун»

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
6 min readFeb 7, 2018

Мы всегда будем в ответе за тех,
кого приручили.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Давайте обратимся к этой песне про войну: «Нам нужна одна победа». Раз про войну и победу, то вроде бы песня из арсенала Воина? Вроде да. И в то же время манера исполнения Нины Ургант наложила на песню отпечаток жертвенности: блин, опять тащиться в ночь, а больше некому! Как это, однако, отличается от настроения истинного Воина — приподнято-радостного «ура! вперёд!».

Тема жертвенности — это уже другой архетип, который называется Опекун. Суть его понятна из названия — опекать. Или СЛУЖИТЬ ЛЮДЯМ, если говорить высоким штилем. Опекуны заботятся о других, даже если приходится жертвовать при этом собой. Как Воин становится Опекуном, показано в небольшой зарисовке, которую вы найдёте во вкладке.

Эволюция Воина

Чем больше общаешься с оффлайн-предпринимателями с чистой прибылью на акционера от 1М и выше, тем больше складывается яркий распространённый портрет.

Человек из простой семьи, из регионов, родители особо не баловали.

Очень хотелось хорошей жизни, было нечего терять, поэтому рубился изо всех сил, не жалея живота, рисковал в юности по полной.

В итоге, если хватало здоровья и упорства, находил-таки свою нишу. Она обычно скучная, на конференциях про это не расскажешь, стартапы в таких темах не делают.

К 30 годам научился зарабатывать свой 1М+ в месяц чистыми(с) и перешёл в режим хранителя очага. Никаких рисков больше принимать не хочет, ибо уже 100 раз обжигался.

Любую новую тему 10 раз проверит. Попросит сначала показать работающий прибыльный пример, а потом, может быть, начнёт вкладываться. Тема должна быть простой и понятной, с готовым спросом и надёжными исполнителями. Никаких мифических долгоиграющих проектов с кучей неизвестных. Даже не обсуждается, ибо порожняк(с).

Больших зарплат платить не будет, консультантам платить тоже не будет, ибо они в жизни обычно разбираются меньше, чем он сам:-) Всё только в доле, только с проверенными людьми.

Короче, риск-менеджмент с максимально закрученными гайками.

Юрий Гугнин

Какой художественный образ Опекуна приходит на память? А вот хотя бы положительный герой Евгения Леонова из «Джентльменов удачи». Он и маленьких детей успевает воспитывать, и взрослых преступников тоже. По сути, добрый дядюшка; возможно, именно таким верующие хотели бы представлять себе Бога. И однозначно именно такой христиане представляют Богородицу.

Может возникнуть ощущение, что с Опекуном весьма удобно. Действительно, для ряда архетипов (Славный малый, Любовник, Мудрец) такой партнёр, как Опекун, не помешал бы. Помните у Николая Некрасова?

«Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу»,- думает старушка.

В представлении старушки (Славного малого) барин явно выглядит как Опекун. Но ведь у Опекуна есть и тёмная сторона — навязчивость. Образец такого Опекуна — Маргарита Павловна Хоботова из «Покровских ворот». Вы уверены, что оно вам надо?

Кэрол Пирсон утверждает, что Опекун это наименее престижный архетип, потому что понятие «служить людям» ассоциируется ею с самой неблагодарной работой. Она права в том, что неблагодарность со стороны подопечных — это самый большой страх Опекуна. Вы что-нибудь слышали о фирмах, которые называют себя «кузницами кадров»? Такими фирмами руководят Опекуны. Будучи в прошлом Воинами, они привыкли нанимать на работу слабых и малоквалифицированных работников, часто молодых. Однако под крылом Опекуна работники вырастают и уходят на хорошую зарплату, а руководитель думает:

Сволочи неблагодарные! Я ведь их вырастил, выкормил, а что взамен?

И в то же время Пирсон неправа в том, что Опекунам достаётся только непрестижная работа. Мы же видели конкретные примеры! Что непрестижного в работе собственником фирмы? Напротив, архетип Опекуна даёт поразительно широкий разбег карьерных возможностей, и вы увидите это в конце.

Мало того: столь широкий разбег ставит проблему необходимости различения архетипов Опекуна и… Правителя. Совершенно верно! Опекуна часто можно встретить на местах, которые ассоциируются с Правителем. Поэтому умение их различать — это вторая по сложности проблема диагностики архетипов после случая с Воином и Бунтарём.

Вспомним фабулу фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Герой Олега Басилашвили — Правитель. Перед ним поставлена задача подавить антиправительственные настроения в гусарском полку, для чего чиновник командирован в уездный город. Граф Мерзляев — хороший дипломат и составил неплохой план. Хотя режиссёр пытается убедить нас в обратном, однако план очень удачный: при минимуме насилия он позволяет добиться максимального эффекта.

У плана есть только один недостаток — психология. Для Правителя нормально не видеть за своими схемами конкретного человека. Вот конкретный человек — гусарский полковник, которого играет Валентин Гафт. Если бы на месте героя Басилашвили оказался Опекун, Искатель или Любовник, он первым делом познакомился бы с личностью полковника, а потом уже стал презентовать ему план. Но Правителю зачем такие сложности? Он видит перед собой не человека, а функцию (то есть формальный статус). Поэтому главное, что план одобрен начальством (императором), а полковник человек военный, поэтому должен просто взять под козырёк. Именно такими соображениями руководствовался герой Басилашвили при подготовке операции.

Я уже говорил, что среди военных часто встречаются Простодушные (а это самый удобный архетип для партнёрства с Правителем), поэтому и для беседы с Гафтом чиновник подбирает аргументы, которые идеально подошли бы Простодушному: так надо Родине, план одобрен императором. Допустим, окажись на месте полковника агент Смит из «Матрицы» — вопросов не возникло бы! Однако герой Гафта — не Простодушный, а Опекун. Это значит, что он не столько слуга царю, сколько отец солдатам. Сей типичный «батяня-комбат» обозначил свою позицию вполне определённо: не позволю из МОИХ гусар делать палачей!

Несколько важных вопросов. Можно ли, с точки зрения героя Гафта, делать палачей из чужих гусар? Собственно, Опекуну всё равно, другие гусары его не интересуют. Конечно, может быть отложенное системное влияние неучтённых факторов. Например, сегодня из чужих гусар сделали палачей, а завтра это станет нормой и коснётся твоего полка. Но это задача Правителя думать про разные абстрактные вещи, а Опекун может думать лишь о том, что находится непосредственно в поле его зрения, до чего способен дотянуться. Затем: может ли герой Гафта сам делать из своих гусар кого хочет, в том числе и палачей? Конечно, он же свой и лучше знает! Это штафирке-чиновнику нельзя, он посторонний, а полковнику можно. Это наша корова, и мы её доим.

Так ошибка в диагностике архетипа привела к провалу важного задания. Герой Гафта внёс небольшую коррективу, из-за чего великолепный план рухнул. Из данного эпизода мы видим различия во взглядах Правителя и Опекуна. Правитель человек системный, он видит за проблемой функцию, поэтому абстрактен. А Опекун видит зону своей ответственности, поэтому конкретен. При описании архетипа Правитель мы более подробно поговорим о последствиях, которые влечёт это различие.

Итак, самое главное об Опекуне.

Опекун стремится сделать мир более удобным местом для других. Страдает от неблагодарности со стороны подопечных. Должен учиться не надеяться на благодарность, а так помогать другим, чтобы это было не в ущерб себе.

Самые ценные качества: альтруизм, желание помочь.

Наиболее подходящий способ решения проблем — окружить кого-либо (что-либо) заботой, оказать внимание.

Сферы применения:

  • нянечка, воспитатель в детсаду, учитель, репетитор, гувернёр;
  • горничная, стюардесса, официант, сиделка, медсестра;
  • личный секретарь, помощник руководителя, заместитель, вице-президент;
  • хранитель, библиотекарь, кладовщик;
  • менеджер по особо важным клиентам (для тех случаев, когда необходима очень высокая клиенториентированность)
  • юрист на аутсорсинге, бухгалтер, финансовый консультант, банкир, страховой брокер, риэлтор, психолог, семейный доктор, врач в поликлинике;
  • чиновник, оказывающий госуслуги;
  • ментор, продюсер, бизнес-ангел;
  • руководитель небольшой фирмы/структуры/учреждения.

Как и обещали, карьерный разбег оказался невероятно большим. И это не выдумка. В жизни действительно бывает так, что Золушка-официантка может стать хозяйкой ресторана. Историю об этом читайте во вкладке.

История Опекуна

Женщина выросла в деревне. В 18 лет развелась с мужем и приехала в большой город, с маленьким ребёнком на руках — делать карьеру.

Первое профессиональное занятие в городе — резать салаты на рынке. Там была замечена и приглашена официанткой в единственный ресторанный холдинг города. Не Бог весть какой рост, но работала образцово-показательно: все гости счастливы, на столиках чистота. Как типичного Опекуна, героиню отличало то, что она готова была удовлетворить любые, даже самые экстравагантные прихоти клиентов, поэтому приобрела знакомства среди VIP-гостей. Усердие было замечено, в итоге стала директором одного из ресторанов внутри холдинга.

В какой-то период решила, что достигла потолка и надо уезжать в Москву. Но в столице ничего не получилось, пришлось вернуться. В то же время сыграла в плюс репутация среди VIP-персон города, и от одного из них поступило предложение возглавить новый ресторан. Согласилась. Постепенно ресторан разросся в холдинг.

Затем ударил кризис, инвестору понадобились деньги в его профильном бизнесе, поэтому он решил продавать рестораны. Другая VIP-персона дала денег, чтобы героиня сама выкупила холдинг. Путь от резки салатов на рынке до хозяйки холдинга занял меньше 20 лет.

Отдельная история — это взаимоотношения с персоналом. Поскольку героиня относится к своим работникам как к детям, костяк работников сложился у неё ещё до неудачного переезда в Москву. Так получилось, что он перекочевал с женщиной на её новое место работы и пережил уже два кризиса.

В этой истории заметны следы архетипа Искатель. Надо сказать, что сейчас он становится всё более актуальным. Так, появились проекты в Чехии и на Полярном круге. Жизнь бьёт ключом.

Напоследок песня, символизирующая Опекуна. Она вновь на военную тему, однако на самом деле текст о чувстве долга, которое испытывал любой родитель. Да, подводникам надо уходить в дальний рейс. Но ведь это же не блажь, а жизненная необходимость. Это надо, чтобы обеспечить безопасность близких. Как только боевая задача будет решена, они сразу же вернутся, обязательно! Ведь дом есть дом! Зато любимый город может спасть спокойно, пока они на боевом дежурстве.

Да, лишний раз предупреждаю, что стать основана на материале моего сайта «Инженерия судьбы».

--

--