Блокчейн шагает по планете

Какое будущее ожидает нации и государства?

Maxim Gambini
RLN TV
8 min readSep 13, 2017

--

Недавно Максим Ермаков опубликовал на RLN статью о контрактных юрисдикциях — частных системах со своими судами, полицией и законами:

Статья очень хороша, но совершенно недоступна простому читателю. Даже определение «контрактная юрисдикция» отдаёт каким-то нежизнеспособным академическим суррогатом.

Чтобы лучше понять, можно ухватиться за исторический пример, приведённый в статье Максима: торговое право в средневековой Европе. Жёстких, сильных и всеобъемлющих государств, в которых мы живём сегодня, тогда не существовало. Многочисленные герцоги, бароны и короли придумывали какие-то законы, чеканили десятки различных монет, и не было никакого ООН или МВФ, чтобы остудить их устремления. С трудом можно представить, как в этом беспорядке люди могли торговать. Но они торговали.

«Волчица и пряности» — аниме про средневековую торговлю. И волкодевочку.

И при решении торговых споров обращались к правовым системам, которые существовали БЕЗ привязки к территории. Любекское право уважали в Великом Новгороде, не потому что какой-то царь так решил, а потому что это всем было выгодно.

Сделаем поправку на ветер средневековья. Многое в ту эпоху выбиваются из описания «контрактных юрисдикций». Тем не менее подобные «законы вне границ» действовали не один десяток лет, доказав свою полезность. Вдобавок можно вспомнить роль Ватикана, чей авторитет в средневековой Европе был неподвластен оковам государственных территорий.

«Законы вне границ» существуют и сегодня, что подчеркивает автор упомянутой выше статьи. Но они ушли на задний план с появлением национальных государств.

Ох уж этот Вестфаль!

Тут я мог бы пару абзацев рассказывать про появление национальных государств, Вестфальский мир и то, как новые страны превратились в современные большие государства (big state). Но всё давно уже рассказано и пересказано, поэтому я просто сошлюсь на небольшую заметку Олега Тараканова, которого упомянул в своей статье Максим Ермаков.

Лично я не разделяю ненависть части либертариев к национальным государствам. Да, многое пошло не туда. Но не стоит закрывать глаза на очевидное: Европа второй половины XIX века едва ли была менее свободна, чем Европа средневековая.

В очередной раз приведу слова немецкого историка Густава Штольпера. Он описывал эпоху классического либерализма тремя свободами:

  • Свободой перемещения людей
  • Свободой перемещения товаров
  • Свободой перемещения денег

Для путешествий между странами европейцу не нужны были документы. Единственной европейской страной, которая требовала паспорт (даже не визу!), была Российская Империя. Что, к сожалению, не красит нашу родину.

Дух свободы пронизывал Европу насквозь. Но как такое возможно, если вся Европа после Вестфальского мира — это «тюрьма индивидов»? Что-то в этом объяснении упускается.

Ричард Кобден произносит речь против протекционизма в Англии

Но одного отрицать нельзя: национальные государства и их жёсткие границы не существовали на протяжении всей истории. И кто станет утверждать, что в один прекрасный или не очень день они не исчезнут также, как и появились?

Уголок пессимиста

Думаю, что так и случится. Но на их место придут не «контрактные юрисдикции», а ещё большие государства. Настолько большие, что даже нации для них мелковаты. А что уж там говорить о судьбе простого человека!

И неважно, живёте вы в США, России или Китае — эти общества развиваются в едином направлении.

Сможет ли история свернуть с этого пути, мне неизвестно. Но чтобы повернуть, желания большинства уже не хватит. Америка Трампа уже никогда не станет Америкой Джефферсона. Демократия по определению не способна разрешить такую проблему, о чём не раз писали либертарианские мыслители вроде Хоппе или Каплана. Нужно нечто большее: поломка, которая сделает весь механизм неисправным.

Рассуждения выше служат длинной прелюдией к ключевой теме статьи. И это блокчейн.

Недавно на медиуме я видел статью, которая называлась примерно так: «О том, почему вы пропустили главное открытие этого тысячелетия». Громко, но не так уж и далеко от правды.

Блокчейн — это не биткоин. Блокчейн — это технология. В интернете можно найти сотни статей, где авторы объясняют суть блокчейна. И начинают с каких-то блоков, хэшей, распределённых сетей… Да кого волнует, как именно работает iPhone? Главное, что он работает. Поэтому о блокчейне необходимо говорить также.

Основная его задача— это хранение данных. Любого объёма. Вечно.

Бумага может сгореть. Диск может сломаться. Сервер, на котором лежат фотографии с вашего iCloud, может лишиться электричества. Но сведения, записанные в блокчейне, не исчезнут никогда. Такое может случиться, если наш мир познает армагеддон. Но тогда потеря информации будет меньшей из всех проблем.

Блокчейн хранит данные. Хранит их очень долго. И безопасно. Надпись на бумаге можно переписать. Диск перезаписать, а сервер взломать. Но в блокчейне то, что было записано, останется там навсегда. Сведения о размере вашего банковского счёта можно исправить, изменив одну цифру где-то на сервере банка. С блокчейном такое уже не сработает: цифра распределена среди всех компьютеров сети. Нет одного-единственного сервера, который надо взломать.

Удалив .torrent с компьютера, вы не удалите файл из сети. Также и блокчейн

И последнее: блокчейн удобен. Записанные в нём данные доступны в любую секунду, круглый год, в любом месте с интернетом.

Не верите? Зайдите на зарубежный новостной агрегатор и введите в поиске «blockchain banks». Новости о том, что банк N зарегистрировал новые патенты на основе технологии блокчейна, появляются чуть ли не каждый день.

Крупнейшие коммерческие организации мира всерьёз интересуются блокчейном и вкладывают в него деньги. Для вас это достаточно серьёзный индикатор?

Запрос на Google News 12 сентября 2017

А теперь подумайте о том, какие возможности открываются перед человечеством. Представьте, что вы можете записать какую-то информацию навечно. И будете иметь к ней доступ в любой точке земного шара, где есть интернет.

Вот мальчик Петя любит девочку Лену. Чтобы доказать окружающим, что они доверяют друг другу самое ценное, им следует зарегистрировать брак. Для этого они топают в ЗАГС, стоят в очередях, заполняют бумажки. Наступает долгожданный день, и Петя с Леной получают свидетельство о браке. Но на этом их злоключения не заканчиваются. В журнале Тинькоффа недавно публиковали статью о том, как «поменять документы и не попасть в ад». Это целая наука.

Но зачем всё это, если есть глобальная сеть на основе блокчейна? Петя и Лена нажимают кнопочку и всё готово! В великом и могучем блокчейне появилась запись об их браке. А свидетелями на их свадьбе стали неизвестные пользователи сети. Они подтвердили статус молодожёнов, известив об этом весь мир. Не местный ЗАГС. Не государство российское. А весь мир!

Лена и Петя могут придти к любому нотариусу без кипы ненужных бумаг. Нужны доказательства брака? Пожалуйста, вот запись в блокчейне.

Вокруг нас пока нет великого и могучего блокчейна, сведения в котором могли бы использовать все нотариусы мира. Но он не так уж и далеко. История про Лену и Петю вполне реальна. Только вот их звали Джойс и Дэвид.

За церемонией наблюдала мать жениха. Через skype

Или возьмём земельный рынок. Кто пытался купить землю в России, знает, что кадастровый реестр — зло. Документы на землю, собственность… Как доказать государству или непрошеным гостям, что ты не слон, а здесь твоя земля? Порой это бывает очень сложно.

Или что делать негру Джумбе, если в его родной стране вообще нет кадастрового реестра? А земля, которую он купил вчера, завтра по желанию местного чиновника отойдёт негру Тумбе? С великим и могучим блокчейном часть проблем отпадает сама по себе: ведь сведения о покупке Джумбой участка надёжно хранятся в вечной сети. И их не поменять. Можно записать новую информацию, но изменить старую — никогда.

И опять я ничего не придумываю: в африканской Гане уже опробовали оформление права собственности на землю с помощью технологии блокчейн.

Стоит ли вообще говорить о такой древности, как бумажный паспорт? Зачем, если есть Blockchain ID?

Интересно, что стремление к «блокчейнизированию» всего и вся может идти не только снизу, но и сверху. Тут отличилось эстонское правительство. О государственных службах прибалтийской державы ходят легенды. Настолько всё круто.

На основе блокчейна предоставляются услуги всем е-гражданам страны. Кто такие е-граждане?
Каждый эстонец, не выходя из квартиры, может выдвинуть свою кандидатуру на выборы премьер-министра. Надо лишь зайти на определённый сайт с помощью ID-карты гражданина. Но эстонские власти пошли дальше. С 2014 года они предоставили жителям других стран возможность пользоваться их электронными услугами! Нужно лишь стать е-резидентом (е-гражданином). Вы получите свой собственный ID (паспорт) и электронную подпись, которую примет любой госорган или банк Эстонии. В один клик вы можете зарегистрировать фирму, находясь в Петербурге, управлять ею, заключать контракты и платить налоги (или, вернее сказать, платить за услуги?).

Администраторы RLN пока ещё не е-эстонцы, но в скором времени всё будет

Это не полноценное электронное гражданство. Но уже большой шаг в ту сторону. Чтобы стать эстонцем (с экономической точки зрения), уже не нужно жить в Эстонии. Ничего не напоминает? Помните тот страшный термин из начала статьи? Контрактная юрисдикция!

Есть о чём подумать

Тогда какое будущее ожидает национальные государства?

Очень может быть, что именно такое. Русское национальное государство будет существовать только в сети (на основе блокчейна). Стать е-русским сможет любой узбек: конечно, если ему понравятся предлагаемые условия. Ведь на рынке виртуального подданства недостаточно сотрясать кулаками истории: нужно оказывать наилучшие услуги по наименьшей цене. Иначе узбек не захочет быть е-русским и станет е-немцем.

В наши дни национальная принадлежность остаётся ключевой для человека. Узбек всегда будет узбеком, а русский — русским. Сегодня это ещё что-то значит. Но сохранится ли такое положение дел завтра или послезавтра?

Если некто зарабатывает как утка, платит налоги как утка и тратит свои деньги как утка, то это, вероятно, утка и есть.

О каком национальном государстве можно говорить, когда существенная часть его граждан — виртуальные подданные другой страны?

Вспомним и о больших государствах. Блокчейн бросает им новые вызовы.

Как контролировать жизнь граждан, которые приезжают в другую страну не с национальным паспортом, утверждённым государством, а Blockchain-ID, утверждённый всем миром? Если они расплачиваются за кофе или квартиру в валюте, которую государство не может печатать? Если они выходят замуж, женятся и рожают детей, не спрашивая у государства разрешения?

Если бы я был большим государством, у меня бы по спине пробежал холодок.

Когда я начинал писать эту статью, то хотел рассказать о BitNation. Многое из того, что я упоминал, сделали с помощью этой платформы. Вы можете опробовать её прямо сейчас — нужно лишь зарегистрироваться.

В проекте есть свои минусы, но о них в другой раз

У BitNation есть конституция, которая хранится в блокчейне. Над ней никто не проливал кровь, никто ради неё не страдал. Это всего лишь несколько строчек кода. Но кто знает, быть может конституция BitNation окажется не менее значимой, чем американская или российская?

А ещё на BitNation Вы можете создать собственную нацию. 140 строчек кода. Если бы не лень, то я стал бы хоббитом.

Предлагаю Вам несколько ссылок — [1][2] — там достаточно сведений о платформе на русском языке.

Надеюсь, что моя небольшая заметка послужила вам пищей для ума. У нас на RLN.today публикуется много интересных материалов от разных авторов. Вот вопросы, на которые отвечают некоторые из наших последних статей:

  • Что общего у Минздрава и Третьего Рейха?
  • Существуют ли сегодня частные города?
  • Почему споры про аборты такие скучные?

А ещё мы начали выпускать собственные видеоролики. Alexander Kitchenko за полторы минуты рассказал, как работают государственные запреты:

Не забудьте поставить лайк и подписаться на Youtube!

А ещё вы можете читать нас в Telegram и ВКонтакте.

Maxim Gambini

--

--

Maxim Gambini
RLN TV
Editor for

Кладмен, бьютиблогер, философ