Жизнь в Кремниевой долине. Часть I: Переезд и первые шаги.

Подготовка, переезд и первые шаги в Калифорнии.

Alexander Kirov
The Sundial

--

Будем считать, что вы успешно прошли собеседование в американскую компанию, рассмотрели оффер, получили визу и готовы переезжать в Калифорнию. C чего стоит начать?

Подготовка к переезду

Переезд в другую страну, как вы понимаете, дело достаточно хлопотное. Поэтому, я бы посоветовал начать к нему готовиться заранее — так вы не впадете в отчаяние и ничего не забудете в самый последний момент.

Для подготовки и составления списка необходимых дел я использовал доску с несколькими колонками в Trello: так удобнее контролировать список дел и их выполнение, а также работать в команде с женой.

Сразу составить список всех дел, которые придется сделать, почти невозможно — лучше потихоньку собирайте в удобном месте все задачи, которые приходят вам на ум.

Список задач я приводить не буду (и не стоит подглядывать в мой скриншот), так как что-то, как оказалось позже, я сделал зря, а что-то нужно было сделать индивидуально нам, и вам тоже вряд ли пригодится.

Хочу отдельно выделить только один пункт, который вам стоит сделать, пока вы находитесь еще в России: составить список апартаментов, которые вы будете смотреть по приезду. Это может сильно сэкономить вам время и силы. Мы очень оперативно смогли посмотреть и выбрать подходящий вариант из списка, который я составил еще находясь в Москве.

Коллеги с работы очень удивились, что спустя несколько дней в Долине я уже нашел вариант и подписал договор ренты. Обычно у всех это занимало несколько недель.

Я выбирал апартаменты исключительно компании Prometheus, почему-то именно они больше всего запали мне в душу. Их жилые комплексы достаточно качественные (хотя и не все) и очень приятные, хоть и стоят достаточно дорого по сравнению со средними рыночными ценами. К тому же, крупный застройщик, такой как Prometheus, сильно дорожит своей репутацией — поэтому, потенциально, у вас может быть меньше головной боли при дальнейшей ренте.

Кстати, очень удобный сайт-агрегатор для поиска жилья в США — Padmapper. Он собирает данные из разных источников и показывает результаты на карте. Многие американцы советовали мне использовать именно его для моих поисков.

Так выглядел финальный вариант моего списка апартаментов, которые мы посмотрели по приезду.

Для нас было важно несколько основных критериев при выборе нового места для проживания, поэтому в составлении списка вариантов отталкивались именно от них:

  1. Небольшая удаленность от работы на машине.
  2. Возможность курить в апартаментах (например, на балконе).
  3. Незаоблачная цена аренды.
  4. Приятное место, в которое хотелось бы возвращаться каждый день как мне, так и жене.

На самом деле, при первом размышлении, факторов оказалось гораздо больше и пришлось вычеркнуть все второстепенные, чтобы не сойти с ума при выборе: наличие бассейна и прочих удобств, возможность заводить животных, и так далее.

Практически никогда с первого раза вы не угадаете с жильем, потому что реалии жизни в другой стране отличаются, и вы к ним не будете готовы. Лучшим вариантом будет снять квартиру на несколько месяцев, понять, что же вы хотите, и уже потом искать «апараменты мечты».

Хочу только предупредить вас о нескольких подводных камнях, которые мы почувствовали на собственном опыте:

  1. Старайтесь выбирать апартаменты, которые стоят не около оживленных улиц. Например, El Camino Real или шоссе 101, 280 880. Поверьте, трафик по ним идет круглосуточно, а окна не дают должной шумоизоляции. Лишняя пара минут сэкономленного времени от дома до транспортных магистралей не стоит вашего спокойствия и хорошего сна.
  2. Боковые стены дают вполне неплохую шумоизоляцию, но вот полы и потолки — нет. Когда соседи сверху будут просто ходить по квартире и вы будете сходить с ума от топота (их вины может и не быть, тут так строятся здания) — вы поймете насколько это важно. Всегда старайтесь заселяться на верхние этажи здания, даже если это и стоит дороже. Однако, на последних этажах может быть очень жарко и душно. Что лучше — решать вам.
  3. Смотрите по сторонам когда ходите по апартаментам, наличие детей поблизости (или, особенно, этажом выше), а также соседей шумных национальностей (обычно это бывают индусы и китайцы) превратит вашу жизнь в ад. Хотя это и не гарантирует спокойство — соседи могут поменяться в любой момент. Стоит также обратить внимание на общую чистоту в комплексе, часто бывает что при проживании рядом с нечистоплотными соседями вы будете мучиться от наличия тараканов.
  4. Не повторяйте моих ошибок и не определяйте время в пути до работы по Google Maps днем в России. Так вы получите время без учета пробок. Как показывает практика, мои «25 минут» превращаются в 35-40 минут практически ежедневно, за редким исключением.

Cейчас, после нескольких месяцев проживания в Долине, мы для себя сделали вывод, что в следующий раз, когда у нас закончится срок ренты, будем рассматривать варианты только «таунхаусов», никаких больше жилых комплексов. Но у всех свои потребности, желания и требования.

Подобные «таунхаусы» дают очень неплохую изоляцию от соседей, но cтоят не так дорого как отдельные дома.

Что с собой брать в США?

Не стоит пытаться увезти с собой абсолютно все вещи: это будет очень дорого, долго и бессмысленно. С собой стоит брать только необходимый минимум, который потребуется на первое время. Все остальное вам, скорее всего, будет дешевле и проще купить на месте. Цены будут, как правило, прилично ниже российских.

У нас на двоих вышло примерно 50-60 кг вещей, которые мы спокойно увезли в двух чемоданах и сумке. Еще где-то 20 кг я привез из России позже. Список основные вещей, которые вам понадобятся будет приблизительно таким:

  1. Базовый набор одежды и обуви на 7-10 дней, не более того.
  2. Необходимая техника, которая будет работать в американской электросети (110V) и переходники на местные розетки.
  3. Хорошая аптечка с большим запасом различных лекарств.
  4. Запас денег (я советую везти именно наличные).
  5. Все российские документы (так, на всякий случай).

Погода тут приблизительно всегда одинаковая, холодной зимы не бывает. Но стоит взять с собой пару теплых вещей, так как вечерами почти всегда прохладно, а зимой бывают дожди. Зимние куртки и ботинки везти с собой, конечно же, не стоит.

Внимательно посмотрите на описание техники, которую вы решили с собой везти. Например, профессиональный фен жены работал только в сети 220V и поэтому с нами не уехал. Хочу отдельно заметить, что мне с достаточно приличным трудом удалось найти переходники с российских (европейских) на американские вилки. Не ожидал, что это будет так проблематично, если честно.

Лекарства тут, конечно, продаются, и никаких проблем с этим нет. Но очень многие привычные лекарства, как я уже писал, продаются только по рецепту и не всегда дешевы. Поэтому лучше иметь запас и хороший выбор различных медикаментов непосредственно из России. Поверьте, лишним не будет. Однако, при необходимости, русские лекарства (или их аналоги) можно приобрести на месте. Подбирайте аптечку индивидуально под свои нужды.

Относительно наличных денег — согласно таможенным правилам, вы можете везти с собой до $10,000 на одного человека без заполнения таможенной декларации. Стоит иметь это в виду.

Российские документы мне так и не пригодились ни разу, за исключением заграничного паспорта. А вот подробные выписки с российских банковских счетов сильно бы облегчили тут некоторые вопросы. Стоит озаботиться этим заранее.

Памятные вещи вы сможете перевезти позже, также как и остатки одежды, если она вам все-таки потребуется. Я именно так и сделал, когда возвращался в Москву на неделю уже после переезда.

Имейте ввиду, что с собой стоит иметь не менее $20,000 на первоначальные траты (а лучше больше, хотя бы $25,000 — так переезд пройдет наименее болезненно).

В первое время у вас будет очень много расходов: вам придется платить депозиты и первоначальные взносы, оплачивать подключения различных сервисов и бытовых услуг, страховать жилье и машину, покупать мебель.

Я бы советовал вам арендовать отель (или жилье на Airbnb) и автомобиль на первые пару недель после прилета. Если вы решили жить не в Сан-Франциско, а в самой долине — без нее процесс решения первоначальных дел и поиска апартаментов для аренды затянется у вас на несколько недель.

Не стоит тратить свое время на получение международных водительских прав, здесь они не признаются. Будет вполне достаточно обычных российских водительских прав, вы можете ездить по США с ними в течение нескольких месяцев после прилета.

Не делайте большой ошибки и не выходите на работу сразу после прилета, решив заниматься бытовыми делами параллельно — ничего хорошего из этого не выйдет. Лучше возьмите несколько дней отпуска (мне хватило 3-4 дней для того чтобы решить самые важные и срочные задачи).

Что нужно сделать первым делом после прилета?

Самое первое, что стоит сделать, как только вы прилетели в страну и отоспались после длительного перелета — пойти подать документы на подключение к мобильному оператору. Телефон с вас будут требовать везде, поэтому очень хорошо бы иметь номер, по которому с вами можно было бы связаться. Да и критичная необходимость мобильного интернета, особенно в первое время в стране, тоже сыграет свою роль.

Офис T-Mobile в Palo Alto, California.

В моем случае подача документов на подключение к услугам оператора (T-Mobile) заняла всего около получаса, но непосредственно сим-карты я смог получить только через сутки, так как сотрудники компании бдительно проверяли подлинность моей визы.

Я выбрал именно этого оператора по причине отличного и практически бесплатного роуминга: с сим-картой T-Mobile я спокойно ездил в Россию и наслаждался не быстрым (128 кб/с), но бесплатным интернетом и SMS, а также звонками по $0,20 за минуту.

Цены можно посмотреть на сайте непосредственно под свои нужды. Стоит заметить только то, что вам придется заплатить несколько больше, так как подключение небесплатное.

Из минусов могу отметить качество покрытия. Говорят что у пресловутого AT&T оно куда лучше, не говоря про Verizon (который мне не подходил по причине использования другого стандарта связи, а телефон менять совсем не хотелось).

Как только вы подали заявку на подключение к мобильному оператору — советую сразу ехать и подавать документы на получение номера социального страхования, его будут у вас требовать повсеместно. Оформляется он буквально в течение получаса, заполнить анкету можно прямо на месте.

Если так вышло, что вы приезжаете вообще без знания языка — можете позвонить заранее и заказать себе бесплатного преводчика, который вам поможет при подаче документов, хотя по моим наблюдениям даже вполне среднего уровня английского хватает для решения всех бытовых вопросов, включая получение заветной карточки SSN.

Через неделю вы получите саму карточку по почте, но если есть срочная необходимость получить номер SSN раньше — можно попросить вам его сообщить раньше этого срока, как правило это возможно уже через несколько дней после подачи документов.

Следующим шагом будет открытие счета в банке и получение кредитной карты.

Зачем нужен банковский счет, думаю не стоит объяснять. Выбор банка — дело индивидуальное и особенных нюансов тут нет. Могу сказать, что я завел общий счет (joint account) на себя и жену в Citibank. Удивительно, но временные банковские карты вы получите сразу в отделении при открытии счета и сможете ими пользоваться везде, кроме рассчетов в Интернете. Постоянные же карты придут вам по почте через неделю.

Кредитная карта необходима для формирования кредитной истории, которая очень сильно будет влиять на ваше дальнейшее проживание в США. С хорошей кредитной историей с вас не будут брать дополнительные депозиты, многие компании будут с вами более охотно сотрудничать, а также вы сможете получать хорошие условия по кредитным картам, заемам и ипотеке. Чем раньше вы начнете ее формировать — тем лучше.

К сожалению, Citibank не захотел выдать мне кредитную карту, так как им требовалась выписка с моего российского счета, который я закрыл прямо перед отъездом. Советую не повторять этой ошибки и на всякий случай не закрывать свой счет заранее.

Bank of America и Chase также отказались выдавать мне карту по причине отстутствия кредитной истории — предложили только выдачу secured credit card. Вам выдают кредитную карту под депозит (от $300 до $4000 на ваше усмотрение), на который вы и сможете уходить в минус. То есть, по сути, вы будете пользоваться собственными деньгами. Если вы будете активно пользоваться картой и вовремя возвращать средства — через год вам вернут депозит назад. Говорят, что это достаточно хороший способ сравнительно быстро построить кредитную историю, но так как у меня уже не осталось сбережений — пришлось отказаться от этой возможности.

Моя карточка Discover

В итоге, кредитную карту без первоначальных вложений мне согласились выдать только Discover, причем без лишних разговоров — достаточно было заполнить форму на сайте и через 5 дней в моем почтовом ящике красовались две кредитные карты (для меня и жены) с возможностью трат до $750.

Не густо, конечно, но стоит начинать с чего-то, правда?

Кстати, если среди читающих мои заметки есть желающие заняться их переводом на английский (и другие языки) — напишите мне, я думаю многим людям, не владеющим русским языком, опыт описанный тут будет тоже очень интересен.

Продолжение истории я буду публиковать в отдельную коллекцию на Medium — The Sundial, который полностью посвящен этой теме. Буду признателен на публикацию этих постов в других коллекциях и прочих способах распространения.

Все комментарии, вопросы и замечания можно отправлять мне в Твиттер, Фейсбук или прямо на почту.

--

--

Alexander Kirov
The Sundial

Product designer and design evangelist. Currently working at Pebble. Former lead product designer at Mail.Ru and My.Com