Чужой против Хищника
7 февраля 2016г.
Читать предыдущее исследование: Рынок CLO
Содержание
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций
Новый банк, основанный Китаем, — это конкурент уже действующих структур, в которых большая часть акционерного капитала принадлежит США (речь идет о Международном валютном фонде и Всемирном банке). Кроме того, есть ещё Азиатский банк развития со штаб-квартирой в Маниле. Официально он находится под эгидой ООН, однако ни для кого не секрет, что по факту управляется из США и Японии.
Крупные развивающиеся экономики — и Россию, и Китай — не устраивает та роль, которую Вашингтон им отводит в этих самых финансовых институтах. Самый показательный пример: реформа МВФ, которую Штаты тормозят уже долгие годы. Сейчас в международном фонде у США контрольная доля голосов — более 17 процентов. У России — два с половиной. У Китая немногим больше — около трех процентов. Аналогичное положение дел и во Всемирном банке. Получается, американцы могут блокировать любое решение и сами выбирать, кому и на что давать деньги. Такое положение дел, естественно, ни Москву, ни Пекин не устраивает.
Решив не дожидаться решений от Запада, в октябре прошлого года Китай и ещё 20 стран, в основном азиатских, договорились о создании своего банка развития. Его основная цель — финансирование инфраструктурных проектов в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
АЗИАТСКИЙ БАНК ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций открылся в октябре 2014 г. Его учредителями выступили Китай и еще 20 стран Азии (Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Индия, Казахстан, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан и Вьетнам), рассчитывающие пошатнуть доминирующую позицию западных финансовых институтов.
Россия присоединилась к банку в марте 2015 г. Кроме того, к банку присоединились Австралия, Бразилия, Египет, Финляндия, Франция, Германия, Индонезия, Иран, Израиль, Италия, Норвегия, Саудовская Аравия, Южная Африка, Южная Корея, Швеция, Швейцария, Турция и Великобритания.
Банк будет выделять деньги на строительство дорог, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и другие инфраструктурные реформы в бедных регионах Азии.
Появление такого банка на рынке, с мажоритарной долей именно китайского капитала, говорит о том, что Китай вышел на новый уровень — он стал экономической суперсилой, а это уже уровень США. Именно поэтому к новому институту в США отнеслись крайне настороженно: в Вашингтоне не скрывают опасений, что создаваемый Китаем АБИИ станет инструментом проведения китайской внешней политики. Понятно, что Белый дом прилагает максимум усилий, чтобы помешать Пекину закрепиться на финансовых рынках Азии и распространить свое влияние на финансовые площадки других континентов. Однако сейчас Вашингтон, который привык во всех проектах опираться на верных союзников, потерпел поражение. Несмотря на все давление США, его европейские и азиатские союзники решили стать учредителями AIIB. Причем, речь идет о странах, на которые в Белом доме привыкли полагаться и которые там считают «своими». О желании вступить в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций изъявили Германия, Франция и Италия, а также такие близкие Соединенным Штатам страны, как Австралия, Новая Зеландия и Канада. Предал Америку даже Лондон, который проводит собственную политику настолько редко, что каждый такой случай, особенно если он идет вразрез с политикой США, сразу становится сенсацией. Как раз после решения Соединенного Королевства вступить в данную организацию США начали наиболее активно противодействовать данной организации. Как говорится, нет вечных врагов, нет вечных друзей, но есть вечные интересы.
В течение полугода заявку на вступление в банк подали более 20 новых стран, в апреле к проекту присоединилась Россия. В итоге — 57 стран-участниц. Штаб-квартира банка будет расположена в Пекине. Его директор будет избираться из числа представителей азиатских стран — участниц банка сроком на пять лет с возможным переизбранием еще на один пятилетний срок.
Банк официально начал работу 16 января 2016 года. Президентом АБИИ избран бывший заместитель министра финансов КНР Цзинь Лицюнь, а министр финансов КНР Лоу Цзивэй избран председателем совета управляющих. Со стороны России в состав совета управляющих банка вошел Министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Отметим, что банк имеет трехуровневую систему управления. Есть совет управляющих, совет директоров и исполнительные органы. Совет управляющих будет принимать принципиальные решения относительно стратегии развития банка, его уставных документов. А непосредственно одобрять проекты для финансирования будет совет директоров. В совет директоров со стороны России вошел помощник министра финансов России Тимур Максимов.
Капитал банка составляет внушительные 100 миллиардов долларов. Крупнейший донор — Китай, второй — Индия, взнос России — третий по величине. 75% капитала банка будет принадлежать 37 странам — акционерам Азиатского региона (включая Россию), еще 25% будет разделено между 20 другими странами, такими как Бразилия, Германия, Великобритания и др.
Заместитель министра финансов Китая Ши Яобинь заверил, что Пекин не стремится к получению права вето в банке. При этом Китай остается крупнейшим акционером (30,34% акций), за ним следуют Индия (8,52%) и Россия (7,5%).
Банк AIIB выдаст первые кредиты ближе к окончанию 2016 года, при этом, руководство банка намерено кредитовать клиентов исключительно в американских долларах, тогда как принимать собирается в любой мировой валюте. Планируется также создание несколько пакетов и проектов, о которых никаких подробностей на данный момент не опубликовано, число совместных проектов с другими подобными организациями не разглашается.
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет рассматривать в качестве приоритетных для инвестиций те проекты, которые связаны с альтернативной энергетикой. Кроме того, финансовая организация собирается вкладывать деньги и в реализацию транспортных проектов. Это касается автомобильного, трубопроводного, железнодорожного, авиационного и морского транспорта, уточнил руководитель ведомства. Также будут осуществляться инвестиции в связь и коммуникации.
Что касается преимуществ, которые получат страны, в частности Россия, от вступления в АБИИ, то они определенно будут касаться финансовой поддержки и содействие в возведении инфраструктурных объектов, особенно затрагивающих интересы РФ и азиатских стран (аэропорты, порты, железные дороги, мосты и т.п.). К примеру, Россия уже может претендовать на финансирование АБИИ в размере до $50 млрд. Также на деньги АБИИ может претендовать проект строительства порта Тамань, который аккумулирует приток товаров из Азии: Китая и Казахстана.
Кроме того, Китай обещает следить за юридической прозрачностью проектов, а также за влиянием на экологию, которое буду производить данные проекты. Это говорит о новой ступени развития банковской системы: появлении первого банка с программой sustainable development.
Важной вехой в работе АБИИ над инфраструктурными проектами станет работа над проектом «нового Шелкового пути». Данный проект решили поддержать такие страны, как Великобритания и Германия. К слову, проект «нового Шелкового пути» построен в обход России. Проект Шелкового пути некоторые аналитики даже сравнивают с известным планом Маршалла, поскольку с помощью данной дороги Китай окажет влияние на развитие иных государств, через которые эта дорога будет проходить.
Юань как резервная валюта
Международный валютный фонд не без участия Вашингтона не слишком торопился включать юань в список резервных валют. И если отговорки о недостаточной популярности юаня в международных финансовых операциях с учетом динамики последней пятилетки потеряли актуальность, то претензии к недостаточной либерализации китайской валюты звучат до сих пор. Однако предъявлять их становится все сложнее, так как Пекин предпринял немало шагов в этом направлении.
Очевидно, что угроза адаптации страны к «новой нормальности» подталкивает власти Китая к поиску новых условий и двигателей развития экономики, поскольку старые механизмы и условия себя полностью исчерпали. Китай заявляет сегодня об амбициозных проектах, таких как «Новый шелковый путь» и АБИИ, для быстрого и успешного продвижения которых юань в качестве резервной валюты был бы очень полезен.
Напомним, что пять лет назад МВФ отказал Поднебесной в дополнении списка резервных валют китайским юанем, аргументировав решение отсутствием свободного плавания валютного курса юаня. ЦБ Китая испробовал уже практически все меры для поддержки экономики. Как результат, по данным международной межбанковской системы SWIFT, юань обошел евро, став второй самой используемой валютой в торговом финансировании. В качестве расчетной валюты юань поднялся с 35-го места в октябре 2010 года на 5-е в 2015-м. А в Азиатско-Тихоокеанском регионе китайская валюта и вовсе стала самым популярным платежным средством, взойдя на лидерскую позицию с пятой строчки за три года.
Также в ответ на «нет» США, Китай продал феноменальное количество американских трежерис, вследствие чего корреляция индекса S&P 500 и казначейских облигаций США была нарушена впервые за 30 лет (раньше наблюдалась прямая зависимость). На фоне китайской распродажи, которая длится уже полгода, США объявили о сокращении выпуска долгосрочных облигаций. В первом квартале 2016 года будет выпущено на $18 млрд госбумаг меньше. Изменения будут действовать как минимум до апреля и коснутся трежерис со сроком погашения от 5 лет и больше. Последним шагом к «китайской мечте» стала девальвация юаня. МВФ на это отреагировал положительно, сказав, что это “правильный шаг”, благодаря которому курс национальной валюты будет в большей степени определяться рыночной конъюнктурой.
В конечном итоге, 30 ноября МВФ включил-таки юань в список резервных валют. Как заявила глава МВФ Кристин Лагард, принятое решение вступит в силу 1 октября 2016 года. Международный валютный фонд имеет корзину валют, в которую в различном количественном соотношении входят доллар США, евро, британский фунт, японская йена, а теперь еще и юань. Страны-члены МВФ, обладающие специальными правами заимствования, в свою очередь, могут занимать любую из этих валют. На сегодняшний день процентное соотношение получилось следующим: 41,7% корзины составит доллар, 30,9% — евро, 10,9% — юань, 8,3% — йена, 8% — фунт.
Сейчас в китайской экономике есть целый ряд проблем, которые неразрешимы в ближайшее время: значительная роль государства в экономике, замедление темпов роста внутреннего рынка, рост стоимости производства. Чтобы их решить, Китай должен развивать внешнюю торговлю и идти в наступление. Поднебесная начала избавляться от американских активов, чтобы отвязаться от них. Также она будет предлагать крупные инвестиционные проекты в Европе, Африке, Латинской Америке, чтобы занять там лидирующие позиции в качестве модератора всех крупных поставок и перевозок. Кроме того, Китай создает не связанные с США финансовые структуры, примером служит Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Понятно, что США будут активно использовать все проблемы Китая, чтобы не дать ему выйти на уровень мирового финансового лидерства, то есть оставить его в пределах Азии. Во что выльется это противостояние, пока не понятно. Однако ясно следующее — Китай и США сильно взаимосвязаны: Америка и Западная Европа будут оставаться крупным рынком сбыта для Китая, и любой кризис на Западе отразится на КНР, в тоже время Китай — крупный импортер и его ослабление отразится на всей экономике. Поэтому никому из них не нужно обрушение, целью является только ослабление другой стороны.
Читать следующее исследование: Рынок сахара