Архетип «Простодушный»

Дмитрий Кошелев
Fortunengineering
Published in
6 min readFeb 7, 2018

Кто любит, тот любим,
Кто светел, тот и свят.
Пускай ведёт звезда тебя
Дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орёл небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А. Волохонский «Рай».

В чём состоит проблема понимания архетипов? Прежде всего в том, что оригинальные тексты Кэрол Пирсон не были адаптированы на русский язык.

Объясню смысл слова «адаптация». Такое явление, как архетипы, было выявлено Юнгом на основе художественных образов. И потому любой теоретик, который строит свою систему архетипов, поневоле ищет доказательства для неё в художественных образах. Разумеется, точно так же поступила Пирсон.

Однако Пирсон строила свою систему доказательств на американской культурной среде. Используемые ею образы не всегда известны русскоязычному читателю. Следовательно, для использования её классификации необходим перевод архетипов в образы, знакомые русскоязычной публике. Это первое.

Во-вторых, необходим консенсус профессионального сообщества относительно того, какие художественные образы к какому из архетипов относятся. Зачем?

За тем, что в диагностике архетипов часто возникают сложности.

На поверхности вроде бы всё хорошо — описали архетип в двух-пяти предложениях, и жизнь налаживается! Для пущей убедительности скопировали пирсоновскую каббалистику про уровни и тени. Но при переходе к практике творится тихий ужас.

Опекуна часто путают с Правителем, Воина с Бунтарём, Искателя с Магом и Мудрецом. Это ещё понятно: архетипы близкие по смыслу. Но встречаются и настоящие курьёзы. Например, путаница между Любовником и Магом.

Устранить эти ошибки невозможно до тех пор, пока не появится эталонного набора примеров, описывающих тот или иной архетип. Именно эту работу мне и пришлось сделать: сформировать под каждый архетип Пирсон набор понятных русскоязычной публике художественных примеров, разобрать проблемы соотношения архетипов.

Надеюсь, что когда-нибудь эта работа послужит для создания эталонных портретов для каждого архетипа. Лишний раз уточняю, что статья основана на материале моего сайта «Инженерия судьбы».

Главное, что надо знать о Простодушном: он живёт или хотя бы пытается жить в Эдеме. Поэтому в оригинале архетип называется Innocent (Невинный, Невиновный). С одной стороны, слово innocent отсылает нас к Адаму и Еве до грехопадения, с другой стороны, подразумевает маленьких детей. Наивность Простодушного и вера в чудеса действительно в чём-то напоминают детей.

Посмотрим образец архетипа на примере Людочки — героини Елены Кореневой в фильме «Покровские ворота». Знаменитое её восклицание «Боже! И что, все поэты — вот так?!» отражает главную проблему Простодушного: время от времени жизнь устраивает крах идеалов. Деда Мороза не существует. Люди могут обманывать друг друга. Ах!

Что с этим делать? Либо перейти в следующий архетип — скептически настроенного Славного малого. Либо поселиться в отдельно взятом идеализированном мире, который состоит из таких же людей, объединённых общим символом веры.

Познакомимся с одним из вариантов мира Простодушных, который предлагает голливудский фильм «Всегда говори „Да“». Похоже на сообщество фанатиков, да? Не просто похоже, а именно оно и есть. Ибо группа Простодушных — это сообщество фанатиков в подлинном смысле слова. И она является наиболее оптимальной формой существования для Простодушного. Позицию архетипа в этом вопросе блестяще изложил Владимир Маяковский:

Плохо человеку,
когда он один.
Горе одному,
один не воин -
каждый дюжий
ему господин,
и даже слабые,
если двое.
А если
в партию
сгр_у_дились малые -
сдайся, враг,
замри
и ляг!
Партия -
рука миллионопалая,
сжатая
в один
громящий кулак.

Замечу, что в этом же произведении автор не только обосновывает потребность Простодушных в объединении, но и создаёт символ веры: «Мы говорим партия, подразумеваем — Ленин». Иначе говоря, в одном месте содержится весь необходимый набор ценностей Простодушного. Поэтому, когда критики коммунистов обвиняли их в создании новой формы религиозности, они были очень недалеки от истины.

«Ты только прикажи, и я не струшу, товарищ Время», — поёт по сценарию пламенный советский революционер Павел Корчагин в телесериале «Как закалялась сталь». Степень убеждённости участников сцены мало отличается от американских коллег из кино «Всегда говори „Да“». Да, я не ошибся — это форма религиозности.

Зададим себе вопрос: кто может быть антиподом Простодушного? В первую очередь напрашивается мысль о том, что Бунтарь. Ведь Простодушный пытается выстроить у себя в голове непротиворечивую систему, в правильность которой можно верить (и в этом похож на Мудреца), а Бунтарь испытывает её на прочность. И ещё Бунтарь коварен, тем самым может представлять для легковерного Простодушного опасность.

С одной стороны, так и есть. У актёра Владимира Конкина, который сыграл Корчагина, был ещё один запоминающийся кинообраз Простодушного — младший лейтенант Суслин из «Аты-баты, шли солдаты…». Где ему противостоит Бунтарь в лице героя Леонида Быкова. Казалось бы, Простодушный по сценарию главный, Бунтарь в полном подчинении — все карты в руки Конкину. Но не тут-то было.

Опять зададимся вопросом: кто в той ситуации прав, герой Конкина или Быкова? Конкин не может бросить в бой неподготовленных солдат, поэтому их надо мало-мальски обучить, теми средствами, что есть. Да, он сам не воевал. Да, неплохо было бы использовать на учениях настоящие танки. Но в тех конкретных условиях на «хотелки» Быкова ресурсов не имелось, и не Конкин в этом виноват. Поэтому Бунтарю надо либо заткнуться, либо перевестись в другое подразделение, либо предложить командиру посильную помощь. Это наиболее логичная позиция. Но Бунтарь так не может, вынуждая героя Быкова встать в позу и настраивать подразделение против командира. А тот как Простодушный не в состоянии как-то парировать вызов.

И всё же жизнь сложнее схем. Очередной Простодушный у Конкина — роль Шарапова в «Месте встречи изменить нельзя». Посмотрите эпизод, где он полемизирует с Владимиром Высоцким насчёт допустимости провокации с карманником. Кто здесь Простодушный, кто Бунтарь? А вот пойди и разбери! Не правда ли, в чём-то похожи? Тот и тот идейные. Причём патриотом корпорации можно назвать скорее матёрого Жеглова, нежели новичка Шарапова. Может быть, Жеглов тоже Простодушный? Говорит ведь правильные вещи: «Вор должен сидеть в тюрьме». Прямо как на митинге.

И в то же время нет — Жеглов не Простодушный, а Бунтарь. Почему же?

Шарапов отстаивает коллективные ценности. Ибо закон, правила — это необходимый фундамент существования корпорации. Можете ли вы представить себе Шарапова в качестве надёжного командного игрока, хорошего товарища? Да, ведь он понятен — что думает, то и говорит, что говорит, то и делает. Только такому могли поверить бандиты из «Чёрной кошки», ибо Простодушный сам верит в то, что говорит.

Можете ли представить себе Жеглова в амплуа надёжного коллеги? А тут бабушка сказала надвое.

Жеглов пропагандирует не коллективные ценности, а индивидуальные. Справедливость как основание «подправить» закон — это индивидуальная ценность, потому что у каждого она своя. И где завтра Жеглов захочет преступить закон, а главное — против кого — это фактор неизвестный. Может быть, завтра под его прицелом окажутся не преступники, а свои товарищи? Легко, как мы увидим в другом месте! Поэтому с Жегловым всегда лучше быть начеку. О чём и предупреждает Груздев.

Итак, между Простодушным и Бунтарём мы выявили любопытные взаимоотношения — противоположности притягиваются. Определённая похожесть этих архетипов объясняет многочисленные религиозные расколы. Казалось бы: вот священный текст, вот главный толкователь, вот свои, вот чужие — всё понятно, как Шарапову на фронте. Откуда берутся расколы?

Они берутся оттуда, что Бунтаря тоже привлекают идеалы, поэтому его манит в идеократические организации. До какого-то времени Простодушному комфортно с Бунтарём, а вот дальше…

Главным настоящим антиподом Простодушного является всё-таки Искатель. Вот здесь — неприкрытая взаимная неприязнь. Нельзя забывать, что идеал Простодушного — это рай, что означает принадлежность к большой, а потому стабильной корпорации. Самый большой страх — быть выброшенным из раякорпорации на улицу, стать ей ненужным. Из-за этого Простодушный отождествляет свои интересы с интересами корпорации, становится корпоративным патриотом, иногда не зная меры («Жена Цезаря вне подозрений»).

Разумеется, это глубоко противоречит ценностям Искателя, который обожает новизну, эксперименты, любит раскрывать загадки. Всё то, что Искателю важно, Простодушный воспринимает с подозрением, ибо это может «раскачивать лодку», угрожать стабильности («Лучшее — враг хорошего»). Даже когда у Простодушного не всё хорошо, он скорее обратится не к Искателю за помощью, а к мошенникам, обещающим рецепты всеобщего счастья, которые «уже доказали свою эффективность на миллионах людей».

Посмотрите допрос Нео агентом Смитом в фильме «Матрица». Нео — это Искатель, агент Смит — Простодушный. Удивлены, что символ бездушной системы-машины как в прямом, так и в переносном смысле слова — это тоже Простодушный, который вроде весь такой наивный ангелочек? А тут вдруг! На самом деле всё не так ужасно: «Матрица» это всего лишь взгляд на ситуацию со стороны Искателя.

Характерно, что режиссёры даже не пытаются обрисовать характер Смита, ибо незачем. Это и правда незачем, ведь главное, что он представитель корпорации и защищает её интересы. Мы говорим Смит — подразумеваем Матрица. Давно замечено, что отставные военные часто легко затем преуспевают в MLM. Дело в том, что и министерство обороны, и MLM-компании — это большие корпорации, а такими архетип Простодушного востребован в наивысшей степени.

Подводя итог, об архетипе Простодушный скажем следующее.

Самое ценное качество у Простодушного: умение верить. Как следствие, стойкость, добросовестность и дисциплина. Его характерный девиз: «Делай, что должен, и будь, что будет». Именно благодаря Простодушным нам хочется верить, что мир лучше, чем хочет казаться.

Наиболее подходящий способ решения проблем — чётко и неукословно следовать инструкции или приказу. Простодушный должен быть ПРАВИЛЬНЫМ, ему следует нравиться своей корпорации. Тогда есть шанс на то, что рано или поздно Вселенная, Высшая справедливость, Бог, царь или начальник обязательно за всё вознаградит.

Наилучшие сферы применения для представителей архетипа:

  • любая работа в больших структурах (власть, корпорации, церковь), где лояльность важнее квалификации — военный, клерк, чиновник;
  • кадровая служба, поддержание корпоративной культуры;
  • цензура, политическая полиция;
  • MLM, проповедник;
  • пропагандист, евангелист, проповедник.

Ну и нельзя забывать, что в каждом из нас имеется частичка Простодушного. Если вас «цепляет» эта песня, то и в вас он тоже есть:

--

--