Заключение

Восьмая глава первого издания книги Культура дизайна • Второе издание — лучше, проще, понятнее и точнее — на dc.exmachina.ru.

Все пуговки, все блохи, все предметы что-то значат.
И неспроста одни ползут, другие скачут
Я различаю в очертаниях неслышный разговор:
О чём-то сообщает хвост,
на что-то намекает бритвенный прибор.
Тебе селёдку подали. Ты рад.
Но не спеши её отправить в рот
Гляди, гляди! Она тебе сигналы подаёт.
Николай Олейников, 1932

Из материала предыдущих разделов ясно, что любой артефакт дизайна, даже и бессловесный, неизбежно обладает каким-либо высказыванием (message) — что-то сообщает окружающим о себе, своём владельце, создателе и окружающем мире. Предмет всегда посылает нефункциональное сообщение — эмоциональное, классовое или другое. Иногда напрямую (так, задача дизайна дорогого автомобиля — передать сообщение, что автомобиль дорогой), иногда опосредованно (например, аллюзией на другой артефакт, стиль, период или явление).

Наличие высказывания неизбежно. Когда сторонники оголтелого функционализма в дизайне выкидывали все оформительские элементы, будь то в предметах Ульмской школы или в печатных работах интернационального стиля, они, может, и хотели избавиться от высказывания, но существенного успеха не добились.

Стул Ульм. Дизайнеры Макс Билл и Ганс Гугелот, 1955.

Вместо отсутствия высказывания получилось новое высказывание: этот предмет, что называется, sachlich (непереводимое немецкое слово, обозначающее процесс и результат рационального и лишённого эмоций делания), и «у нас не забалуешь».

Со временем, конечно, это высказывание совершенно деформируется. Например, предметы в аэродинамической эстетике в момент создания высказывали идею скорости, а сейчас всего лишь отсылают к комплексу ретро-идей.

Однако во время работы думать о том, как изменится высказывание, незачем. Достаточно понимать: какие бы проектные решения дизайнер не принимал, он вынужден учитывать то, как они влияют на получившееся высказывание. Например:

  • Разные материалы высказывают разное. Дерево говорит не то, что пластик или металл — более того, разные виды дерева передают разные сообщения, равно как разные металлы и виды пластика. Высказывание сохраняется даже в отсылке к материалу — сайт, оформленный под морёный дуб, выглядит принципиально иначе, чем сайт, оформленный под массив берёзы. Более того, наличие такой отсылки — само по себе высказывание.
  • Выбор стилистики ещё больше обременён высказыванием. Артефакт викторианского дизайна передаёт совсем другое, чем, например, предмет Art Nouveau, тем более нечто более современное.
  • Даже размер артефакта определяет высказывание. Например, крупные зажигалки передают не то, что мелкие.

Учитывая, сколько артефактов дизайна делается в наше время (в истории не было ещё периода, когда средний человек обладал таким количеством предметов и подвергался настолько массированному воздействию медиа), нечего удивляться, что функционально они довольно монотонны и однообразны. В рамках одного товарного предложения естественным образом всё более-менее унифицировано. Например, если говорить только о графическом дизайне, 90% журналов, сайтов и рекламы структурно и функционально идентичны. Колонтитулы в разных журналах могут различаться и различаются, но они остаются колонтитулами. Поэтому дизайнер, строго говоря, занят почти исключительно тем, что выбирает и улучшает высказывание предмета, а не сам предмет.

Здесь культура дизайна собственно и проявляет себя. Технически грамотный дизайнер способен сделать технически валидный артефакт дизайна, например, макет книги или сайта. Однако не обладая дизайнерской, да и просто бытовой культурой, он не сможет снабдить артефакт цельным, непротиворечивым и не убогим высказыванием.

На проблему накладывается и то, что высказывание — важная, но всё-таки не единственная часть дизайна. Что, если на неказистое высказывание накладывается неосознанное дизайнером (а значит, случайное) нарушение традиции? Или маятник собьётся, т.е. в работу проползёт нечто уже/ещё совершенно неактуальное? Или дизайн будет сделан не того класса? Даже если технически артефакт приемлем, получается херня, которую быстро осознают все, кроме дизайнера и его заказчика.

Чтобы такого не происходило, нужна культура. В этой книге я описал часть её аспектов, особенно значимых в наших условиях. Прочтя до этой страницы и проследив таймлайн, вы сможете опознать явления и периоды, о которых знаете недостаточно. Знание факта своего незнания — первый шаг к тому, чтобы узнать, чтобы начать учиться. Сейчас, благодаря интернету (прежде всего Гуглю, но также и Амазону, где книги) учиться гораздо легче, чем всего десять лет назад. Если интерес у вас появится, и вы начнёте активно интересоваться историей дизайна и историей породившего дизайн общества — замечательно, моя работа над книгой прошла не зря.

В особенности, если ваша собственная хронология и объяснение событий и явлений будут отличаться от моего.

На сайте dc.exmachina.ru можно раздобыть второе издание этой книги, гораздо лучше, но платное. Там же вы найдете версии этого издания для электронных читалок.

--

--